Красная звезда
5 мая 2006, 12:00
Стратегические высоты
На Дальнем Востоке и в Сибири успешно завершились командно-штабное учение и контрольная проверка ордена Кутузова II степени тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии
В ходе учения отрабатывались вопросы подготовки и ведения боевых действий авиадивизии в воздушной операции с применением обычных средств поражения. Другими словами, проверялись и одновременно совершенствовались выучка личного состава, его слаженность, боевая готовность соединения, способность экипажей перебазироваться и использовать вооружение.
Началось КШУ с приведения дивизии в высшую степень боевой готовности. С аэродрома Украинка четыре самолета Ту-95МС перебазировались на северный аэродром Анадырь. Многочасовой полет проходил в сложных метеорологических условиях над нейтральными водами Тихого океана.
Примечательно, что задачу в воздухе выполняли командиры кораблей первого и второго года обучения, которые первый раз участвовали в столь ответственном войсковом мероприятии, как КШУ. Как сообщил, подводя итоги учения, генерал-лейтенант Хворов, впервые за многие годы к КШУ были допущены молодые экипажи. Этому способствовали сборы, которые проводились во всей дивизии совместно, а не отдельно по частям. "Мы за три месяца подготовили 38 экипажей. Проанализировав результаты обучения, уже с легкой душой допустили экипажи к КШУ", - рассказал генерал. И вообще летчикам, штурманам, радистам, инженерам, механикам, стрелкам в период учения прежде всего требовалось проявить морально-волевые качества, так как в наличии у них необходимых профессиональных навыков сомнений не было.
Командир корабля Ту-95МС "Благовещенск" майор Денис Пустобаев рассказал после приземления, что такие продолжительные полеты уже давно не выполнялись в дивизии - только в одном направлении он составил 12 часов без посадки. Также летчик поделился своими впечатлениями от природы Камчатки, над которой они пролетали. Единственное, что разочаровало летчиков во время полета над нейтральными водами, - отсутствие "перехвата" истребителей со стороны соседних государств. Возможно, причиной тому - сложные погодные условия, из-за которых, наверное, "натовские" истребители решили не рисковать. Одну из версий по этому поводу недавно озвучил командующий дальней авиацией. Как сообщил Интерфакс-АВН, генерал Хворов предположил, что наши ракетоносцы смогли беспрепятственно и незаметно преодолеть радиолокационную зону возле берегов Канады, что вызвало своеобразный переполох в ряде стран.
Наша справка
Стратегический ракетоносец Ту-95МС - одна из основных машин дальней авиации. Самолет предназначен для решения ударных задач по поражению наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий с применением ядерного ракетного оружия. Обладает оборонительным и ударным вооружением, среди которого крылатые ракеты, бомбы свободного падения, морские мины. Поступил на вооружение в конце 1950-х годов. За основу строения двигателя Ту-95МС была взята соосная конструкция винтов, то есть они при работе крутятся в противоположные стороны, что позволяет достаточно эффективно экономить топливо. Экипаж - семь человек.
…Одновременно с четверкой ракетоносцев, о которой шла речь выше, с аэродрома Украинка два самолета Ту-95МС ордена Красной Звезды тяжелого бомбардировочного авиационного полка и пара ракетоносцев дальнего радиуса действия Ту-22М3 орденов Кутузова и Александра Невского тяжелого бомбардировочного авиационного полка взлетели на отработку учебно-боевых задач в Японском море и над акваторией Тихого океана.
При пересечении нейтральных вод недалеко от Японии ракетоносцы Ту-95МС более двух часов сопровождались японскими истребителями. Экипажи отработали специфику длительного полета над океанской акваторией на значительном удалении от береговой черты с выполнением учебных задач боевого применения крылатых ракет. А на аэродром базы "95-е" вернулись немного раньше намеченного времени, так как попали в сильную "болтанку" вследствие грозового фронта. После выполнения полетов начальник связи эскадрильи бортовой оператор Ту-95МС майор Роберт Лапко рассказал, что в воздухе - на высоте 8.500 метров - было, мягко говоря, несладко. Шел снег, из-за этого видимости - никакой. На радаре - крупные темные пятна. В такой ситуации из-за электрических атмосферных разрядов может отказать электрооборудование самолета. Когда штурман экипажа майор Николай Пашевкин увидел в блистере над собой грозовой фронт, было принято решение уходить в направлении авиабазы.
При сопровождении наших ракетоносцев японскими перехватчиками проводился радиообмен. Командир экипажа Ту-95МС майор Александр Шмитько сообщил, что с японцами они изъяснялись типовым набором фраз, принятых в этих случаях. "С нашей стороны никакой провокации не было, мы спокойно выполняли свою работу, а они - свою", - рассказал Шмитько. Впрочем, летчики не исключали, что среди сопровождавших истребителей находился и американец. Предположение основывалось на характерном почерке пилотирования: самолет иностранных ВВС очень близко подходил к нашему ракетоносцу - на расстояние примерно 15 метров!
Встречая один из экипажей, генерал Хворов предположил, что два японских самолета-перехватчика сопровождали наши ракетоносцы дольше двух часов, потому что на некотором удалении сзади шел их заправщик.
…Спустя трое суток четыре самолета Ту-95МС возвратились в Украинку. Ранее ракетоносцы взлетели с аэродрома Анадырь, выполнили полет вдоль побережья Аляски и Канады, над нейтральными водами моря Бофорта, произвели тактические пуски и совершили посадку на родной авиабазе. В это же время шесть самолетов Ту-22М3 гвардейского Брестского тяжелого бомбардировочного авиационного полка нанесли удар 500-килограммовыми бомбами на авиаполигоне Ноготай Иркутской области. Цели были поражены с минимальным отклонением. Оценка бомбометания - "отлично".
В тот же временной отрезок четыре Ту-22М3 нанесли точный удар на авиаполигоне Новосельское Приморского края боевыми бомбами ФАБ-250. Затем с авиабазы Энгельс взлетели два стратегических сверхзвуковых бомбардировщика Ту-160 и два самолета Ту-95МС Донбасской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии и, совершив многочасовой перелет, произвели пуски крылатых ракет на северном полигоне в едином боевом порядке с самолетами тбад генерала Афиногентова. Как сообщил генерал-лейтенант Игорь Хворов на подведении итогов КШУ, все поражения целей были проверены спецгруппой, вылетавшей в район мишеней. После этого выяснилось, что разрыв ракет на полигоне оказался в радиусе, который подтверждает отличный результат выполнения пусков в условиях сильного ветра и плохой видимости.
Примечательно, что полеты стратегических ракетоносцев совершались на полный радиус действия. По прибытии экипажи на земле встречал личный состав в строю с развернутыми боевыми знаменами, как это традиционно принято в дальней авиации.
Всего в ходе учения было выполнено 53 самолето-вылета, проведено четыре практических пуска крылатых ракет, 32 тактических пуска, десять бомбометаний. В транспортировке и перебазировании участвовали самолеты Ил-76 и Ан-12, а в обеспечении практических пусков были задействованы А-50 (самолет дальнего радиолокационного обнаружения) и воздушный командный пункт Ил-22. Также во время учений "дальники" активно взаимодействовали с дальневосточным объединением ВВС и ПВО, которое предоставило истребители Су-27 и МиГ-31.
"Авиационных инцидентов, предпосылок к нарушению мер безопасности в период КШУ отмечено не было, что говорит о хорошей подготовке наших военных специалистов и о профессиональном подходе к делу", - подчеркнул генерал Хворов после завершения КШУ и контрольной проверки.
Масштабность проведения учений в 37-й воздушной армии ВГК (СН) впечатляет. Стоит только взглянуть на карту воздушных маршрутов: самолеты дальней авиации этой весной бороздили воздушное пространство юго-восточной и северной части Тихого океана, северо-западной части Северного Ледовитого океана, проходили над Республикой Коми, над нашим Дальневосточным регионом, а также вблизи побережья Аляски и Канады....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
Для застрявших в аэропорту Салехарда людей организуют дополнительные вертолетные рейсы
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный