Российская газета
5 мая 2006, 12:07
Круг второй
На вопрос, насколько сложен для посадки самолетов аэропорт в Сочи, отвечает заслуженный летчик-испытатель России, замгендиректора - начальник летно-испытательного центра ГосНИИ ГА Р. Есаяну
- Рубен Татевосович, вы ведь не только испытывали "эрбасы" в России, но и летали в Сочи?
- Очень много.
- Аэропорт труден с точки зрения аэронавигации?
- С точки зрения аэронавигации он не сложен: там есть и системы посадки, и локаторная система контроля. Аэропорт сертифицирован Авиационным регистром МАК на пригодность к международным полетам.
- Шесть лет назад самолет A320 компании Gulf Air упал в Персидский залив при приземлении в аэропорту Бахрейна. По официальной версии, при повторном заходе на посадку пилот не справился с управлением. Можно провести аналогию?
- Пока ничего не могу сказать. Это только предположения. Когда "черные ящики" вскроют, наверняка и меня пригласят. Будет ясная картина. И тогда можно что-то говорить. А сейчас пока неэтично.
- Некоторые говорят, что самолет A320 рассчитан, что называется, "на дурака". Он настолько прост в управлении?
- Я проводил сертификационные испытания модификации A320 - самолета A319, а также самолетов A330 и A340. Конечно, последние модели побольше, но система управления и в тех и в других идентична. Так вот говорить о простоте управления - настоящая глупость. Это глубоко автоматизированный самолет, с большими системами защиты от ошибок человека: чтобы не позволить летчику выйти за эксплуатационные ограничения машины. Создавая A320, после большого анализа катастроф по человеческому фактору за 25 лет, французы впервые сделали так много подобных систем. Поэтому, действительно, машина хорошо защищена.
- И самолет мог совершить посадку в автоматическом режиме?
- A320 рассчитан на посадку в автоматическом режиме. Но автомат работает при наличии наземных средств: самолет не может сесть на полосу, где нет соответствующего оборудования.
- Аэропорт Сочи не имеет такого оборудования?
- Имеет. Но весь вопрос заключается в том, что в этом аэропорту не менее чем за 2000 метров от торца взлетно-посадочной полосы надо выполнять уход в случае сомнения в выполнении посадки. Чтобы успеть уйти в сторону моря с максимальным креном, набором высоты и не столкнуться с горами.
- Три года назад в Адлерском аэропорту едва не закончилась трагедией посадка Ил-86: на пути снижения лайнера внезапно оказался параплан, летевший над морем. Не мог ли в данной катастрофе присутствовать "сторонний" фактор?
- При таких ливневых атаках, таких ограничениях видимости, да еще ночью? Исключается.
- Что вы можете сказать об экипаже разбившегося A320?
- Это был опытный экипаж.
Комментарий: Евгений Серебренников, заместитель главы МЧС России:
- Не исключено, что по результатам всех экспертиз будет изменена инфраструктура аэропорта в городе Адлер. На сегодняшний день этот аэропорт считается сложным для посадки, но всем летчикам, работающим по этому направлению, известны особенности управления воздушными судами в районе Адлера. Никаких претензий относительно состояния взлетно-посадочной полосы аэродрома до крушения самолета не было. По статистике, в 90 процентах подобных аварий определяющим является человеческий фактор: работа экипажа, наземных диспетчерских служб....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали