Коммерсантъ
5 мая 2006, 12:12
Аэробус погубили облака и птицы
Вчера продолжались спасательные работы на месте катастрофы лайнера A320, принадлежащего армянской авиакомпании Armavia в Черном море
Вчера поздним вечером из Сочи в Ереван были доставлены останки 20 из 113 человек, погибших при крушении A320. Этих людей родственникам удалось опознать. Для идентификации остальных останков, найденных в Черном море, потребуется проведение ДНК-экспертизы. У родственников погибших для этого уже взяли образцы крови. Предполагается, что часть погибших похоронят сегодня, когда в Армении и России будет день траура.
Причины катастрофы остаются неизвестными. Прослушав записи переговоров между экипажем A320 и диспетчером Адлерского аэропорта, следователи Генпрокуратуры, в производстве которых теперь находится дело об авиакатастрофе, к однозначному выводу не пришли. Они отметили лишь, что и пилот лайнера, и диспетчер говорили о плохих погодных условиях в аэропорту прибытия. Подтверждают это и адлерские диспетчеры.
- Условия посадки в нашем аэропорту гораздо сложнее, чем в соседних Анапе и Минводах,- рассказывают они.- Взлетно-посадочные полосы расположены в горной местности, недалеко от моря. Рваные, низкие облака, их у нас называют рванью, ветер постоянно нагоняет с моря. В рвань пришлось садиться и A320. Пилоты обычно нарезают круги над аэропортом, ожидая, когда в рвани появится значительный просвет, чтобы войти в него. Пять-шесть кругов и несколько заходов на посадку у нас считаются штатной ситуацией.
Когда A320, направляясь в Сочи, летел над территорией Грузии, местный диспетчер передал ему, что в аэропорту прибытия нижний край облаков опустился до 100 м. Посадка в такой ситуации запрещена, поэтому командир экипажа Григорий Григорян решил возвращаться в Ереван.
"Да, пока 340 (курс на Адлер.- Ъ), так как аэропорт закрыт, потом уже ясно будет, что делать,- ответил пилот Григорян грузинскому диспетчеру.- Возвращаемся назад, на Ереван".
Совершив разворот, пилот через некоторое время получил новую метеосводку. "Сейчас передали - на два часа у них 150 на 1500",- сказал пилот диспетчеру, снова поворачивая на Адлер. Это означало, что, согласно метеосводке, в два часа ночи по московскому времени погода должна улучшиться: облака поднимутся до 150 м, а видимость увеличится до 1,5 км. Однако к моменту подлета A320 погода снова испортилась, облака опустились до 100 м. Тем не менее в 2.05 пилот A320 пошел на посадку в Адлере. Снизившись до 170-200 м, он обнаружил, что просвета действительно нет. Аэробус стал набирать высоту, чтобы занять верхний эшелон и "крутиться", как говорят летчики, над аэропортом в ожидании окна. Время совершения полного разворота над Адлерским аэропортом занимает около восьми минут. В 2.15 точка, обозначающая лайнер, исчезла с экранов локаторов. Катастрофа, как считают специалисты, произошла минутой или двумя раньше.
Пилоты, летавшие на A320 в Адлер, говорят, что в момент посадки и катастрофы аэробус управлялся не компьютером, а человеком. A320 может взлетать и садиться автоматически, но Адлерский аэропорт не имеет навигационного оборудования, на которое мог бы сориентироваться компьютер, управляющий самолетом. В этой ситуации пилоту приходится садиться по так называемому приводу - маячку, расположенному возле полосы. Направление на него указывает радиокомпас самолета. Однако показания радиокомпаса имеют большую погрешность, поэтому пилоту приходится корректировать маршрут визуально. Причем делать это в тот момент, когда самолет выныривает из облаков.
Помимо погоды и навигационных сложностей в Адлерском аэропорту сейчас возникла еще одна проблема - связанная с птицами. Перелетные птицы, как рассказывают в аэропорту, буквально оккупировали одну из двух взлетно-посадочных полос - резервную. "Разгонять их не стали, опасаясь, что вместе с пернатыми по всему побережью может быть разнесен птичий грипп,- сказали в аэропорту.- Тем более что сейчас интенсивность воздушного движения невысокая". Возможно, что в момент захода A320 метеоусловия на резервной полосе были лучше, чем на основной.
Между тем вчера глава Минтранса России Игорь Левитин заявил, что крупные фрагменты лайнера, среди которых могут находиться и бортовые самописцы, обнаружены на глубине около 600-700 м. "Опыта работы подъема объекта с такой глубины из такой водной среды и техники в регионе Черного моря у нас нет",- сказал министр Левитин, не исключивший, что для их подъема придется обратиться к специалистам из других стран. Представители посольств Франции и Великобритании сказали, что эти страны готовы оказать помощь России в проведении глубоководных работ, но только после того, как получат официальный запрос о помощи. В МЧС же по-прежнему утверждают, что справятся своими силами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали