Время новостей
5 мая 2006, 12:31
Утонувшая тайна
Тайна гибели пассажирского самолета A320 авиакомпании "Армянские авиалинии" будет раскрыта не скоро. Не исключено, что этого не случится никогда
Вчера утром Владимир Путин на встрече с генпрокурором Владимиром Устиновым попросил его приложить все усилия для скорейшего расследования причин трагедии. "Надеюсь, что в короткие сроки, несмотря на сложности, связанные с получением информации из "черного ящика", который, надеюсь, будет найден, все, что можно будет сделать, следствие сделает, чтобы прояснить истинную причину катастрофы", - сказал президент. Однако глава Генпрокуратуры, докладывая о ходе следствия, никаких обещаний давать не решился. "Расследование ведет непосредственно аппарат Генпрокуратуры во главе с начальником управления по расследованию особо сложных дел, задействованы 19 следователей, рассказал г-н Устинов президенту. - В ходе следствия изъята вся необходимая документация, изучаются фрагменты самолета, которые достаются со дна моря. Проводится судебно-медицинская экспертиза тел погибших, 20 тел опознано. Проводится большая работа по обнаружению так называемых "черных ящиков", поскольку без них будет очень сложно установить конкретные причины катастрофы".
Таким образом, стало ясно, что следствию так и не удалось найти хоть каких-то, даже косвенных данных, позволяющих судить, что же произошло на борту погибшего лайнера. Это вчера подтвердил и находящийся в Сочи министр транспорта РФ Игорь Левитин, возглавляющий правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы A320. "Мы версии не рассматриваем, пока не получим реального понимания всех событий, которые происходили. Здесь могут быть любые версии", - заявил он информагентствам. Между тем с получением этого самого "реального понимания", как вчера стало известно, возникли очень большие, а возможно, даже непреодолимые трудности.
Как известно, A320 "Армянских авиалиний", выполнявший рейс Ереван - Сочи со 105 пассажирами и восемью членами экипажа на борту, рухнул в воду около двух часов ночи 3 мая в 5 км от береговой линии при заходе на посадку в сложных метеоусловиях. Момент катастрофы никто со стороны не видел. Сам экипаж погибшего лайнера также ничего сообщить диспетчерам не успел. В результате единственным достоверным источником информации о причинах аварии оказались бортовые самописцы ("черные ящики"), установленные на самолете.
Вчера работающие в районе ЧП специалисты смогли засечь сигнал радиомаяка, которыми снабжены "черные ящики" A320. Однако тут же выяснилось, что этот самый сигнал исходит со дна моря с глубины 680 метров. А в России, как оказалось, просто нет аппаратуры, позволяющей находить и поднимать предметы с такой глубины. Причем никаких результатов вчера не принесла и продолжающая на поверхности поисково-спасательная операция. За вторые сутки ее проведения больше не было обнаружено ни тел погибших, ни крупных обломков лайнеры, по которым можно было бы хотя бы косвенно судить о причинах катастрофы.
Вчера погода в районе катастрофы значительно улучшилась - в среду из-за шторма и низкой облачности спасатели не могли использовать авиацию. 18 судов и 11 катеров, принадлежащих разным ведомствам, вышли в море из порта Сочи в семь часов утра, и в это же время в воздух были подняты четыре вертолета спасателей. Чуть позже взлетел и начал обследовать зону падения лайнера самолет-амфибия Бе-200 МЧС России.
Зона поиска за сутки, прошедшие с момента катастрофы, расширилась более чем в пять раз. Самолет не долетел до берега 5 км, и если 3 мая поисковые работы велись в радиусе около 5 км от точки падения, то вчера обследовалась акватория от Адлера, где находится сочинский аэропорт, до поселка Лоо в Лазаревском районе города. Протяженность участка - более 50 км. Течение сносит, как выражаются спасатели, "пятно контакта" на северо-запад. Однако до вечера вчерашнего дня ни тел, ни фрагментов тел, ни обломков самолета не было обнаружено. То есть первоначальные данные о том, что было найдено на поверхности моря к концу дня 3 мая, не изменились: 48 тел и полтора десятка обломков, самые крупные из которых - стойка шасси с колесом и часть киля с куском обшивки хвоста самолета. Правда, вечером 3 мая говорилось о том, что в море нашли останки 47 человек, но после экспертизы выяснилось, что это 48 человек. К 15 часам вчерашнего дня 28 тел были опознаны, и планировалось, что первый самолет с телами погибших жителей Армении вылетит из Сочи в Ереван уже вчерашним вечером.
Всего на борту разбившегося лайнера находились 113 человек. Вчера председатель российской правительственной комиссии по расследованию причин этой катастрофы, министр транспорта РФ Игорь Левитин опроверг информацию, что на борту самолета могли находиться незарегистрированные пассажиры. Таким образом, из 113 погибших были найдены только 48, и участвующие в поисковой операции спасатели считают, что обнаружить еще кого-то уже вряд ли удастся.
Кроме поиска тел главной задачей спасателей остается найти и поднять со дна моря "черные ящики", фиксирующие все параметры полета и переговоры экипажа между собой. Вчера вместе с российскими спасателями в море вышли шестеро специалистов из Франции, сотрудники концерна Airbus, производящего самолеты A320. Они прибыли в Сочи в среду и привезли специальное оборудование, позволяющее засечь сигналы, которые посылают радиомаяки, установленные в "черных ящиках" аэробуса. Вчера один такой сигнал французскими специалистами был запеленгован. А доставленный накануне в Сочи из Москвы гидролокатор бокового обзора С-3000 определил, что в этом месте находится большое скопление обломков самолета.
Но проблема в том, что глубина в этом месте, как сообщил Игорь Левитин, 680 метров, и у России на Черном море нет техники, позволяющей поднимать что-либо с такой глубины. По словам г-на Левитина, у российского ВМФ на севере страны есть один экспериментальный аппарат, который может работать на глубинах лишь до 500 метров, и, возможно, его доставят в Сочи. Но, судя по всему, уверенности в том, что он поможет, у правительственной комиссии нет. Как сообщил г-н Левитин, "мы будем обращаться к другим странам, имеющим опыт работы на таких глубинах".
Но при этом министр транспорта подчеркнул, что проблема заключается не только в слишком большой глубине. Дно Черного моря имеет сложный горный рельеф и покрыто толстым - до нескольких десятков метров - слоем густого ила, который представляет собой крайне агрессивную сероводородную среду. И опыта подводных работ в таких условиях, насколько известно, вообще ни у кого в мире нет. То есть не исключено, что "черные ящики" погибшего A320 останутся на дне Черного моря навсегда.
Тем временем специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) продолжают расследование этой катастрофы, используя то, что есть. На площадке в аэропорту Сочи выкладываются найденные обломки самолета. Расшифровываются и детально анализируются записи переговоров экипажа армянского аэробуса с диспетчерами. Представители Армении отправились в Грузию, чтобы получить записи переговоров экипажа с диспетчерами Тбилисского аэропорта, через зону ответственности которых следовал погибший борт.
В интервью "Времени новостей" председатель МАК и заместитель главы правительственной комиссии Татьяна Анодина сообщила, что погибший лайнер действительно был оснащен навигационными приборами, позволяющими производить посадку практически вслепую при крайне неблагоприятных погодных условиях. А в аэропорту Сочи имеется оборудование для обеспечения посадки самолетов этого типа в автоматическом режиме, и, по словам г-жи Анодиной, в момент захода армянского аэробуса на посадку "все работало". А вот что привело к гибели самолета, для специалистов МАК пока является загадкой, и они не выдвигают даже версий, которых на самом деле может быть очень много. Иными словами, если достать "черные ящики" со дна моря не удастся, о причинах катастрофы A320 "Армавиа" будет объявлено не скоро. Если их вообще когда-нибудь установят.
На этом фоне стало понятно, что все озвученные ранее доводы и объяснения трагедии, в том числе и о том, что "теракт в данном случае исключен", не более чем гипотезы. В связи с этим эксперты МАК отметили, что наиболее вероятным теоретическим предположением все же считается ошибка экипажа при пилотировании в очень сложных метеоусловиях. Однако основано оно лишь на статистике всех авиакатастроф в принципе, по которой в 90% случаях причиной трагедии оказывается именно "человеческий фактор". Естественно, официально эту версию вряд ли кто пока осмелится озвучить как подтвержденную, поскольку это фактически означает обвинение пилотов в гибели пассажиров. А при отсутствии каких-либо улик такие заявления могут расцениваться как клевета.
Сегодня в Армении и России объявлен траур. В Сочи день начнется с панихиды в двух армянских Григорианских церквях города. Затем теплоход доставит родственников погибших в авиакатастрофе (а их в Сочи собралось более трехсот) к тому месту, где лайнер упал в море. Люди смогут опустить на воду цветы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
Транспортная охрана получила право применять спецсредства для борьбы с БПЛА
Ноябрь 5, 2024
Москва возобновила прямое авиасообщение с Оманом