Независимая газета
6 мая 2006, 10:42
Человек и машина могли не понять друг друга
По одной из версий, пилот погибшего A320 не доверился сверхсовременным приборам аэробуса
Президент РФ Владимир Путин попросил вчера генерального прокурора России Владимира Устинова в кратчайшие сроки провести расследование причин авиакатастрофы аэробуса A320 в Черном море близ Сочи. "Надеюсь, что в короткие сроки, несмотря на сложности, следствие сделает все, что можно, чтобы прояснить истинную причину катастрофы", - сказал президент в ходе встречи с генпрокурором. Со своей стороны Устинов заявил, что расследование ведет непосредственно аппарат Генпрокуратуры во главе с начальником управления по расследованию особо важных дел.
Вчера из Сочи в Ереван вылетел первый самолет МЧС Ил-76, который доставил в армянскую столицу останки погибших. Как сообщил журналистам глава Минтранса Игорь Левитин, идентифицированы и отправлены на родину для погребения тела 20 пассажиров. В моргах Адлера и Сочи находятся еще 35 фрагментов тел, которые требуют генетической идентификации. Для проведения соответствующей экспертизы у родственников, прибывших на опознание, взяты пробы крови. Министр территориального управления Республики Армения Овик Абрамян, который возглавил комиссию по организации похорон, официально выразил благодарность российской стороне за оперативные и слаженные действия на месте трагедии.
Собрать все
Как сообщила вчера официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ Наталия Вишнякова, следователи управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры приняли уголовное дело о катастрофе A320 к своему производству.
В то же время все официальные лица заявляют, что ключевым моментом в расследовании станут данные "черных ящиков" разбившегося самолета. Уже известно, что расшифровкой бортовых самописцев в случае их обнаружения займется российская сторона. Как заявила вчера пресс-секретарь управления гражданской авиации Армении Гаяне Давтян, "расшифровкой самописцев займется та сторона, которая ведет расследование причин катастрофы - то есть Россия". Однако, по ее словам, в этой работе будут участвовать и армянские специалисты.
Подъем "черных ящиков" по-прежнему остается проблемой номер один. Глубина моря в месте падения лайнера - около 500 м. Как заявил замглавы департамента оперативного управления МЧС РФ Андрей Легошин, "задействованы глубоководные локаторы с дальностью обнаружения до одного километра, а после уточнения места падения самолета будут применены роботы, которые выяснят ситуацию на дне". Только после этого, по словам Легошина, будет принято решение о способе извлечения остатков самолета.
Кроме сотрудников МЧС в районе катастрофы работают специалисты компании Airbus, которые владеют методиками поиска самописцев. С собой они привезли оборудование, которое должно помочь в поисках. Ранее российским коллегам передали информацию о частотах, на которых работает установленный на лайнере радиобуй. После того как приборы зафиксировали радиосигнал, начался поиск фрагментов самолета с использованием глубоководных аппаратов с научно-исследовательского судна "Капитан Беклемишев" и катера "Спортис".
Помимо поисков "черных ящиков", продолжается сбор фрагментов самолета. Вчера этой работой занимались 25 судов. Обломки самолета свозят на специально оборудованную площадку в аэропорту Адлера, где эксперты выкладывают их по контуру самолета. По словам специалистов, чем больше будет собрано деталей, тем больше вероятность выяснить причину трагедии. В общей сложности на месте катастрофы задействовано 590 человек, в том числе 177 специалистов МЧС.
Версия, которой не было
По-прежнему мало что известно о версиях случившегося. Как правило, официальные лица заявляют, что рассматриваются все версии и до окончания расследования делать какие-либо выводы преждевременно. Тем не менее источник агентства Интерфакс в оперативном штабе сообщил, что по одной из рабочих версий экипаж получил метеосводки, которые впоследствии были изменены, когда аэробус уже находился на высоте 300 метров в 5-6 км от взлетно-посадочной полосы. "Экипаж получил информацию о том, что посадка в таких случаях не рекомендуется, и столкнулся с водной поверхностью, перейдя на разворот", - подчеркнул источник.
По мнению заслуженного летчика-испытателя, Героя России Магомеда Толбоева, причины большинства авиакатастроф заключены в человеческом факторе. Как рассказал Магомед Толбоев в беседе с корреспондентом "НГ", A320 оснащен самым современным оборудованием, но в этом и может крыться причина трагедии. По словам летчика-испытателя, пилот мог потерять пространственную ориентацию из-за несоответствия показаний приборов и собственных ощущений. "Кругом темнота, горизонта не видно, ничего не видно, и надо полностью довериться приборам, - поясняет Талбоев. - И при этом важно понимать, что повторный заход - это серьезная стрессовая ситуация для любого летчика. Он принимает решение, от него зависит жизнь людей". По мнению Магомеда Талбоева, аэропорт Адлера - сложный для посадки, но едва ли причина катастрофы кроется во внешних факторах. "Подготовка и опыт пилота - вот залог безаварийных полетов. Посмотрите на статистику авиакатастроф. За малым исключением все они происходят под воздействием человеческого фактора", - заключил летчик-испытатель.
Российские военные заявили вчера, что готовы подключиться к расследованию причин катастрофы. Как заявил начальник пресс-службы ВВС РФ полковник Александр Дробышевский, "наши военные специалисты готовы подключиться к расследованию и расшифровке бортовых самописцев". По его словам, для проведения расследования может быть использована летающая лаборатория, а также специалисты 13-го НИИ Минобороны, который занимается выяснением причин летных происшествий. Дробышевский отметил, что специалисты ВВС, в частности, были задействованы при расследовании авиакатастрофы пассажирского самолета Ту-154 авиакомпании "Сибирь", который в 2001 году был сбит украинской ракетой над Черным морем. В пресс-службе ВВС корреспонденту "НГ", однако, не смогли пояснить, связано ли это предложение с новыми версиями, а также заявили, что не знают, проходили ли в районе Черного моря какие-либо учения с ракетными стрельбами.
A320 сел с горящим двигателем
Инцидент на борту аэробуса A320 испанской авиакомпании Iberia стал причиной закрытия аэропорта Дублина (Ирландия) поздно вечером в среду, передали вчера информагентства. При заходе на посадку пилоты сообщили о возгорании одного из двигателей самолета. Вследствие чрезвычайной ситуации власти приняли решение эвакуировать находящихся в аэропорту людей и отложить авиарейсы до нормализации обстановки. После приземления самолета все 97 пассажиров, следующих из Барселоны, и 6 членов экипажа были успешно эвакуированы. Поднятым по тревоге пожарным командам удалось быстро потушить пламя. Через некоторое время аэропорт Дублина возобновил работу в обычном режиме....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
Для охраны лесов Астраханской области будут использовать беспилотники
Ноябрь 5, 2024
Самолет из Москвы совершил экстренную посадку в аэропорту Ульяновска
Ноябрь 5, 2024
Авиакомпании "Баргузин" грозит судьба печально известной АК "Витязь Аэро"