О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Армянские аэробусы горят и тонут

Обстоятельства крушения армянского лайнера над Черным морем остаются невыясненными. Как полагают эксперты, исключать версию теракта пока рано

Армения потеряла еще два аэробуса А320 - оба сгорели в ангаре в Брюсселе. Обстоятельства крушения армянского лайнера над Черным морем остаются невыясненными. Как полагают эксперты, исключать версию теракта пока рано.

Пока в Ереване и Сочи хоронят погибших в катастрофе А320-211, армянские авиакомпании продолжают терять самолеты. В пятницу днем при пожаре в брюссельском аэропорту сгорел еще один аэробус А320, также принадлежащий авиакомпании "Армавиа". Как сообщает корреспондент "Газеты.Ru" в Ереване, пожар произошел в одном из ангаров международного аэропорта Брюсселя по ремонту авиатехники нa территории терминала аэропорта Завентем.

Всего у "Армавиа" было три самолета этой модели, включая упавший в Черное море 3 мая и сгоревший в ангаре Брюсселя 5 мая.

Как встречали родственников погибших в Ереване

В четверг в 23.20 по ереванскому времени в аэропорт "Звартноц" приземлился самолет, выполняющий рейс Киев - Ереван. По пути в Ереван самолет сделал остановку в Сочи, откуда доставил родственников погибших в крушении накануне ночью аэробуса А320. В авиакатастрофе в районе Адлера погибли 113 человек - 63 мужчины и 34 женщины, члены экипажа и 6 детей, один из которых грудной. Тела 24 опознанных пассажиров и членов экипажа из 48 найденных в Черном море погибших были доставлены в Ереван транспортным самолетом Ил-76 МЧС РФ в пятницу ранним утром. Вместе с родственниками, тела погибших встречали журналисты.

Еще до прилета лайнера в воздухе ощутимо пахло валерьянкой и корвалолом.

В толпе встречающих бродит молодой мужчина с потерянным взглядом. На вопрос, кто у него летел в самолете, он грустно улыбается: "Сестра моего друга. Любимая сестра Люсинэ Геворкян". 27-летняя красавица, вопреки желанию родных, стала бортпроводницей.

"Три языка знала, - нервно продолжает Артак. - Могла работать переводчицей. Нет, говорила, люблю летать. Над облаками чувствуешь себя птицей". Брат Люсинэ, Саркис, вылетел в Сочи, а остальные родные и близкие встречают опознанное тело бортпроводницы, которое первым же грузовым рейсом доставили на родину. Поднимаемся в зал вылета. Идет посадка на рейс Ереван - Астрахань "Кубанских авиалиний". Пассажиры этого рейса, наверное, впервые в жизни внимательно слушали стандартный инструктаж работников аэропорта. Вообще в эти дни в "Звартноце" обстановка довольно нервная: все рейсы "Армавиа" выполняются в Сочи, а остальные отложены на неопределенное время. У всех без исключения залов дежурят машины "скорой помощи" и психологи. По словам члена ассоциации психологов и психиатров Армении Хачатура Гаспаряна, "самое трудное еще впереди".

В первые дни из-за сильного стресса люди до конца не осознают происходящее, поясняет он, но уже через две недели все пережитое может обернуться гипертоническими кризами, инсультами, инфарктами.

"Очень важно, чтобы родственники погибших вовремя обратились к врачам и психологам. Бесплатная помощь будет оказана всем без исключения. Особенно уязвимы в этих ситуациях дети. Им в первое время не говорят о потере близких. Желательно, чтобы их к этому подготовили психологи", - объяснил он.

У пожилой женщины Гаянэ в самолете летела близкая подруга Элен Поноян. "У Элен четыре сестры, судьба разбросала их по всему миру. Вот и решили на майские праздники собраться в Ереване. Двадцать лет не виделись. Элен два года копила деньги на билет. Прилетела, погостила у нас. Смерть как будто ждала нашей встречи 20 лет, чтобы забрать сестру навсегда", - плачет Гаянэ и достает из сумки валидол.

К ночи среди встречающих пополз слух, что в гибели лайнера виновны диспетчеры, которые направили его на второй круг.

Кто-то утверждал, что была проблема с горючим, другие говорили о том, что командира корабля, заставили посадить самолет, хотя он решил вернуться в Ереван.

Летчики, встречающие рейс, с версиями не соглаются: "В море разлилось не меньше тонны керосина. И даже если бы горючее кончилось, летчики попросту притерли бы машину на воду и самолет плавал бы перед погружением еще минут 10. Все бы спаслись. Тут что-то другое произошло. Без "черных ящиков" это пустое гадание".

К 23.00, наконец, поступила информация, что рейс Киев-Сочи-Ереван через 30 минут совершит посадку в аэропорту "Звартноц".

Первыми в аэропорт вошли журналисты - которые рассказали, что происходило в Сочи.

По их словам, психологи ГУВД во избежание шока, сердечных приступов и новых смертей рекомендовали провести опознание по фотографиям - в холле гостиницы "Москва", где поселены большинство родственников, приехавших из Армении. "Внизу у входа в гостиницу бьется от горя толпа, а чуть выше по коридорам играют дети - вниз их не пускают, и они, похоже, просто не знают, зачем и почему их привезли в Сочи", - поделилась корреспондент телеканала "Армения" Шаке Казарян.

Стенды со снимками останков, по ее словам, милиция оградила - после этого женщина с мегафоном начала по очереди выкрикивать фамилии пассажиров рейса.

Люди подходили к стендам - и оседали на пол, теряя сознание.

Правда, по фотографиям опознать удалось не всех. И стенды перенесли в автобус у гостиницы. В него продолжали заходить близкие погибших - одни и те же, много раз подряд. А в холле гостиницы кто-то положил на журнальный столик "Библию" и рядом поставил свечу.

Тут рассказ прервался: в зал ожидания начали входить родственники погибших. К ним тут же подошли врачи и психологи. Журналистам они посоветовали к семьям жертв катастрофы не приближаться: "Не трогайте этих людей. Все равно они ничего не расскажут. Они в шоке и под действием лекарств".


В пресс-службе "Армавиа" "Газете.Ru" в пятницу подтвердили, что при пожаре на брюссельском авиареконструкционном заводе "Сабена техникс" сгорел А320. Однако, по утверждению сотрудников компании, этот самолет был резервным и инцидент не повлияет на режим работы компании. По утверждению сотрудников "Армавиа", в настоящее время компания работает в нормальном режиме. По их словам, сгоревший самолет был застрахован, однако конкретную сумму страховки и стоимость самолета представители компании сообщить отказались.

Позже руководство брюссельского аэропорта уточнило, что всего при пожаре сгорело четыре самолета, находившихся в тот момент в ангаре. Пострадали четыре человека.

Причем выяснилось, что в Завентеме сгорел не один, а два армянских А320.

Второй аэробус принадлежал предпринимателю Версанду Акопяну, совладельцу "Армянских международных авиалиний". У этой компании был всего один самолет.

В многострадальной "Армавиа" заявили, что пожар в Брюсселе никак не связан с падением А320 близ Сочи.

Однако уже появились предположения, что два инцидента с лайнерами произошли не случайно.

Правда, по словам авиаэкспертов, никакой выгоды от ЧП с самолетами авиакомпании не получают. Относительно небольшие авиаперевозчики, вроде "Армавиа", редко покупают самолеты - как правило, машины берутся в лизинг с правом последующего выкупа. Постепенно компания выплачивает владельцу стоимость самолета и в конце концов сама становится его владельцем. Если с самолетом, взятым в лизинг, что-то происходит, то страховую выплату получает авиакомпания. Однако компенсация выдается только после длительного разбирательства, которое может тянуться от нескольких месяцев до года. Все это время владельцы разрушенного самолета обязаны продолжать лизинговые платежи. Так что потери авиакомпании в данном случае неизбежны. Прямых конкурентов на авиационном рынке Армении у "Армавия" нет. В республике действуют и более крупные перевозчики - S7 (бывшая "Сибирь") и "Аэрофлот".

Тем временем расследование обстоятельств трагедии над Черным морем пока не вышло на конкретные версии крушения.

У следователей есть данные о переговорах экипажа с грузинскими и адлерскими диспетчерами. В пятницу в Ереван, где проходят похороны пассажиров разбившегося А320, из Сочи вернулись сотрудники Генпрокуратуры Армении. Они доставили переданную грузинской стороной запись последнего разговора армянского летчика Григора Григоряна с грузинскими авиадиспетчерами. Речь между ними идет о плохих погодных условиях в Сочи. Однако вряд ли это поможет установить истинные причины крушения.

По словам российских специалистов, точно выяснить, что произошло на борту А320, возможно только с помощью расшифровки "черных ящиков", которые до сих пор находятся на дне Черного моря на глубине около 600 метров.

"О причинах более детально можно будет говорить лишь после доставки на поверхность одного из "черных ящиков" и выявления сценария последних минут и секунд катастрофы", - заявил в пятницу в Сочи министр обороны Армении Серж Саркисян.

"Конечно, следствие возможно и без "черных ящиков", но тонкостей мы никогда не узнаем, не поймем, о чем говорил экипаж, когда самолет падал", - говорит "Газете.Ru" один из специалистов Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Но даже если три "черных ящика" обнаружат и вытащат (по словам министра транспорта Игоря Левитина, они находятся недалеко друг от друга), риск, что записи могли не уцелеть в сероводородной среде, есть. "В принципе, вода не должна туда проникать, но неизвестно, как они сохранились при ударе. К тому же там сложно искать, дно очень неровное: то возвышенность, то, наоборот, провалы и ущелья. Очень плохая видимость из-за сероводородного слоя", - говорят специалисты.

Несмотря на то что самописцы не подняты, российские следователи уже заявляют, что теракт на борту был невозможен.

Хотя, как считают эксперты-взрывотехники, подобные выводы - скоропалительны.

"Черные ящики" будет доставать "Кальмар"

До последнего времени власти России и Армении заявляли, что не уверены в возможности поднять три самописца А320 на поверхность. Французские специалисты обнаружили один из самописцев еще в четверг, однако большая глубина залегания этого черного ящика - 680 метров - пока не позволяет доставить его не поверхность.

По словам министра Игоря Левитина, опыта подъема воздушных судов с такой глубины нет ни у одной страны мира. Но к вечеру пятницы армянская сторона заявила, что одна из французских компаний обладает спецтехникой, которая может работать на глубине в 1 км. Правда, отметили представители правительства, эффективность работы этой техники во многом зависят от рельефа морского дна и мутности воды.

Кроме того, о готовности поднять самописцы заявили и россияне: руководство компании "ТЕТИС ПРО" сообщило, что помочь может поисково-обследовательский комплекс "Кальмар". Аппарат, оснащенный двумя видеокамерами и манипуляторным устройством, уже начал работу. С помощью подводного манипулятора можно застропить подводный объект тросом. После чего возможен подъем предмета, говорят специалисты. Аппарат установлен на судне "Залив". Сложность заключается в том, что судно, на котором находится обследовательский комплекс, необходимо четко сориентировать над местом, где обнаружены наиболее крупные обломки А320, некоторые из которых достигают в длину 10 метров.


Глава МЧС Сергей Шойгу в пятницу вечером вылетел в Сочи, где разбился самолет А320.

По словам сотрудников министерства, Шойгу намерен на месте лично ознакомиться с ходом поисковых работ в акватории Черного моря.

Точное место падения самолета было обнаружено еще в четверг вечером. Однако останки жертв и обломки лайнера до сих пор разбросаны глубинным течением по широкой прибрежной акватории. Аварийно-спасательные работы ведутся специальным составом группировки поисковых сил, состоящей из двух эшелонов. Первый эшелон работает в прибрежной полосе шириной 12 миль на участке от Туапсе до реки Псоу.

Как сообщили в штабе поисковых работ, особенно интенсивно исследуются две точки в открытом море со следующими координатами: первая - 44 градус 11 минут северной широты и 36 градуса 30 минут восточной долготы, и вторая - 42 градуса 15 минут северной ширины и 36 грградусов 30 минут восточной долготы.

Второй эшелон не прекращает работать в прибрежной 12-мильной полосе от Адлера до Лоо. Именно в районе Лоо 4 мая и было найдено наибольшее количество отколовшихся от самолета частей.

В поисковых работах задействовано более 20 единиц техники: БК "Руслан", ПСК "В. Замарев", ПК "Тайфун", ПК "Черноморец", яхта "Виктория" и другие. Поиски ведут также аварийно-спасательные вертолеты Ми-8 и самолет МЧС России.

Общее количество извлеченных из воды тел - 53.

Дело в том, что многие фрагменты еще не идентифицированы. Определять, кому принадлежали останки медики будут при помощи анализа ДНК.

По данным на 17.00, только 25 человек из числа прибывших в Сочи родственников сдали анализ на ДНК - и власти выступили с просьбой, чтобы близкие родственники более активно сдавали кровь, а также приняли участие в опознании по материальным признакам - часы, кольца, туфли, одежда и др.

Пока же официально опознаны 42 погибших, 20 из которых (5 из адлерского морга, 15 из сочинского) к утру 5 мая спецрейсом были доставлены в Ереван. Вечером во вторник запланирован второй специальный рейс на Ереван, на нем в столицу Армении доставят 7 цинковых гробов. Тем не менее, родственники погибших, останки которых не удалось извлечь из воды, не покидают Сочи и Адлер в надежде обнаружить и похоронить родных.

Как заявил "Газете.Ru" руководитель НТЦ "Взрывоустойчивость" Адольф Мишуев, "это очень тонкая работа, и по нескольким найденным обломкам довольно сложно сразу утверждать, что взрыва на борту авиалайнера не было". "Конечно, наиболее вероятной представляется версия какого-то бытового ЧП. И радиус разлета обломков, и характер разрушений подтверждают версию, что лайнер мог рухнуть и без внешнего воздействия", - рассказывает профессор.

По его словам, только если самолет пикирует и под прямым углом входит в воду, могут уцелеть большие фрагменты. "Когда самолет входит в воду по касательной и на большой скорости, отлетают крепления сидений в салоне, корпус самолета серьезно деформируется и подвергается мгновенному разрушению. От удара обломки разлетаются на километровое расстояние и уходят под воду с разной скоростью", - рассказывает эксперт-взрывотехник. Специалисты МАК также подтвердили, что на мелкие куски самолет мог разрушиться от простого столкновения с поверхностью воды. "При ударе о воду самолет вполне мог развалиться на мелкие части. Представьте себе, когда несколько тонн падает с высоты 200 м. Возникает динамический удар. Воздух поджимается, и часто бывают взрывы. Взрывы просто от удара. Причем огня может и не быть", - рассказывает высокопоставленный сотрудник МАК.

Что же касается возможности взрыва еще в воздухе, то, по словам эксперта, в случае такого развития событий установить, что он имел место, можно только собрав все обломки.

Разговоры пилота с диспетчерами

По данным грузинской стороны, когда A320 летел над территорией Грузии, местный диспетчер передал ему, что в аэропорту прибытия нижний край облаков опустился до 100 м. Посадка в такой ситуации запрещена, поэтому командир экипажа Григорий Григорян решил возвращаться в Ереван. Однако затем, услышав новую метеосводку, где сообщалось о временном улучшении метеоусловий в 2.00 мск, Григорян снова направил самолет в Сочи. К моменту подлета A320 погода снова испортилась, облака опустились до 100 м. Тем не менее, пилот запросил посдаку в Адлере, и диспетчеры предложили ему вторую полосу, где метеоусловия позволяли произвести посадку. Пилоту необходимо было снова набрать высоту с 290 до 600 метров, осуществив разворот на расстоянии 15 км от аэропорта. Лайнер, находившийся в 7 километрах от первой взлетно-посадочной полосы, начал разворот и набор высоты. В 2.15, когда пилот осуществлял разворот, самолет исчез с экранов радаров.


"Взрыв в самолете носит обычно локальный характер. Можно вспомнить картину терактов на самолетах в прошлом году, там были следы от взрыва на площади 2-4 квадратных метра. Горения при этом может и не быть, поэтому по частичным обломкам сказать что-либо сложно", - говорит Мишуев.

Однако, как считает эксперт, "террористы вряд ли будут ждать, пока лайнер будет заходить на второй круг перед посадкой, обычно все происходит в таких случаях гораздо раньше". В то же время, до сих пор никто из официальных лиц не дал вразумительного объяснения, как на борту упавшего самолета оказались три человека, имен которых не было в списках зарегистрированных пассажиров. Их тела были найдены на месте трагедии. Правда, в "Армавиа" это объясняют тем, что в последний момент три пассажира сдали билеты - и на их местах полетели трое других.

Версия о технических неполадках на борту также пока не находит подтверждения - пилоты не сообщали диспетчерам о каких-либо проблемах или возможности пожара на борту. Однако если нечто неожиданное произошло в самый последний момент, то они могли просто не успеть передать об этом на землю. "У пилотов могло не быть психологической возможности говорить с диспетчером, они были заняты другим. Кроме того, если самолет начинает падать, то для высоты 200 метров - это вопрос секунды, пилот просто не успел бы ничего сказать", - отмечает представитель МАК.

Версия о нехватке горючего полностью отвергается армянской стороной. Как сообщил в пятницу министр обороны Армении Серж Саркисян, на борту было достаточно топлива - самолет был заправлен на 10,2 тонн, в то время как для полета в Сочи требуется 3,5 тонны....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка