О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бросить все и уехать в Салду

В корпорации ВСМПО - АВИСМА существует собственная политика по работе с молодежью: от профессиональной подготовки до организации досуга

В последние годы кадровый голод стал настоящим бичом для промышленных предприятий. Особенно для тех, кто энергично развивается, выходит на международные рынки. Как воздух нужны квалифицированные, инициативные, молодые работники, способные осваивать новые технологии, выпускать продукцию на уровне мировых стандартов.

А где их взять? Молодых и грамотных? Половина ПТУ, выпускающих слесарей и токарей, маляров и штукатуров, позакрывались в смутные годы перестройки. А оставшиеся стали готовить юристов и психологов, визажистов и парикмахеров. Замечательные, конечно, профессии. Но кто-то должен лить металл и выращивать хлеб. И кто-то должен убеждать молодежь, что профессии строителей, металлургов и трактористов достойные и выгодные.

Уральская корпорация ВСМПО - АВИСМА решила, что "спасение утопающих -дело рук самих утопающих". Поэтому на предприятиях существует собственная политика по работе с молодежью: от профессиональной подготовки до организации досуга.

Корпорация поставляет 80% титановых деталей на мировой рынок комплектующих для самолетов. Она объединяет два предприятия. АВИСМА расположена в городе Березники Пермской области, ВСМПО - в Верхней Салде Свердловской области. Ее клиенты - ведущие самолетостроительные концерны Boeing и Airbus. Объемы производства постоянно растут. А вот рынок рабочих рук ограничен. К примеру, население Верхней Салды составляет всего 48 тысяч человек, из которых на комбинате работают 15 тысяч. Зарплата на предприятии вполне приличная. Практически вся "социалка" для работников объединения - бесплатно или почти бесплатно. Но несколько лет назад менеджеры предприятий столкнулись с острой нехваткой молодых кадров, особенно на должности руководителей среднего звена. С одной стороны, подвела демография. Если раньше в год здесь рождалось 900 детей, то сейчас - лишь 400 - 500. С другой - изменилась сама молодежь. Многие, окончив школу, стремились за лучшей долей в большие города - Нижний Тагил, Екатеринбург и Москву.

Кадровый голод стал реальной угрозой. А ведь в свете перспективы вступления в ВТО предприятию нужны не просто кадры, а определенный запас "кадровой устойчивости". И руководство предприятия во главе с генеральным директором Владиславом Тетюхиным начало предпринимать чрезвычайные меры.

За несколько лет создали собственную систему профессиональной подготовки.

- Сегодня мы не пользуемся рынком рабочей силы, - рассказал мне начальник управления кадров АВИСМЫ Вячеслав Горбань, - готовим специалистов сами.

Только в Березниках порядка 10 учебных заведений тесно связаны с АВИСМОЙ. Комбинат в прошлом году потратил 23 миллиона рублей на учебу своих сотрудников. Причем отбирают кадры здесь прямо со школьной скамьи: около 10 лучших старшеклассников ежегодно получают возможность за счет корпорации учиться в институтах Екатеринбурга. Естественно, чтобы потом прийти на предприятие дипломированными специалистами. А в целом по корпорации на обучение и профориентацию молодежи затрачено в 2005 году 63 миллиона рублей.

А о тех, кто уже пришел на работу, думают молодежные организации, созданные при комбинате. Верхнесалдинцы и березниковцы шли к созданию "молодежки" разными путями, и организации у них не совсем одинаковые, но начинали и те, и другие с КВН.

- Честно говоря, мы с некоторой опаской принимались за это дело, - вспоминает Владимир Танкеев, исполнительный директор АВИСМЫ. -Думали, что если три команды выйдут на соревнования, то уже хорошо. А их набралось одиннадцать! И какие там были шутки, не чета телевизионным. Острые, сочные. Ну, не обошлось без некоторой резкости, конечно, рабочие люди все-таки. Но мы были искренне удивлены уровнем команд, который превзошел наши самые смелые ожидания.

"Воспитание КВНом" дало результаты.

- Есть у нас молодой парень, - рассказывает Татьяна Мурашкина, менеджер по работе с персоналом Управления по связям с общественностью корпорации ВСМПО АВИСМА. - Заводила, хулиган, раньше постоянно влипал в разные истории сам и товарищей подводил. Честно говоря, мы увольнять его собирались. Не человек - сгусток энергии. Ей нужен был выход, вот парень и чудил. А теперь это один из лучших наших кавээнщиков и активист "молодежки", удивительно интересный человек.

С каждым днем сфера деятельности молодежной организации расширяется. Она проводит конкурсы профессионального мастерства, организует турпоходы и спортивные соревнования между цехами, шефствует над ветеранами и детьми из приюта, и, конечно же, играет в КВН. Кстати, в прошлом году сборная ависмовских кавээнщиков "Форс-Мажор" стала победителем лиги рабочей молодежи Пермской области.

- Мы считаем так: пусть каждый занимается тем, что ему по душе, - говорит Константин Ильичев, лидер "молодежки" ВСМПО. - Любишь КВН - играй! Пришли к нам ребята: хотим, говорят, сделать поисковый отряд. И вот уже несколько лет они ездят по местам боев, занимаются захоронением павших. Мы им помогаем. А в другом цехе увлечены туризмом, рафтингом.

В третьем, у электриков, - хлебом не корми, дай посостязаться в скорости ремонта разных приборов.Замечательно. Пусть расцветают сто цветов.

Костя показывает мне пачку исписанных листов бумаги:

- Это заявления от желающих вступить в нашу организацию. Вообще у нас сейчас около четверти молодых заводчан являются членами ОМО. Но в наших мероприятиях участвует значительно больше народу, ведь наши двери для всех открыты.

Корпорации выгодно вкладывать деньги в "молодежку", - считает Дмитрий Щепотин, председатель общественной молодежной организации АВИСМЫ. - Эффект от этих инвестиций не только косвенный - в виде кадрового резерва, - но и прямой: внедрение наших рацпредложений на предприятии практически полностью покрывает сумму, затраченную на ОМО.

В прошлом году "молодежка" АВИСМЫ взялась сделать на месте бывшего загородного лагеря "Родничок", который АВИСМА купила 4 года назад, базу отдыха. Бригады молодых металлургов очистили территорию от мусора, освободили ее от зарослей кустарников и деревьев. Скоро начнется ремонт корпусов. И вдруг выяснилось, что база нужна всем - проводить корпоративные мероприятия, семинары, вывозить сотрудников на отдых и для многого другого.

- А еще мы силами "молодежки" открыли собственный кинотеатр "Меридиан". Он соответствует самым современным требованиям, - с нескрываемой гордостью говорит Дмитрий Щепотин. - Наш генеральный директор, Владислав Валентинович Тетюхин, давно вынашивает идею приобщить молодежь к качественному кино. И мы в нашем кинотеатре регулярно организуем сеансы таких фильмов. Но и блокбастеры будем демонстрировать, ведь затраты нужно окупать. Хотя билеты у нас очень дешевые, ни у одних конкурентов таких цен нет.

Конечно же, без поддержки руководства корпорации, без целевого финансирования работа "молодежки" была бы невозможна. И у "молодежки" есть своя строчка в бюджете предприятия, причем сумма там совсем не детская. С шестью нулями.

Но затраты окупаются. Сегодня на ВСМПО и АВИСМЕ молодежи в возрасте до 35 лет - почти 45%. И текучесть молодых кадров практически нулевая.

Знакомясь с работой уральских молодежных организаций, я искренне пожалел, что уже вышел из молодежного возраста. Иначе бросил бы все и уехал в Садду....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка