Комсомольская правда
10 мая 2006, 11:57
Бросить все и уехать в Салду
В корпорации ВСМПО - АВИСМА существует собственная политика по работе с молодежью: от профессиональной подготовки до организации досуга
А где их взять? Молодых и грамотных? Половина ПТУ, выпускающих слесарей и токарей, маляров и штукатуров, позакрывались в смутные годы перестройки. А оставшиеся стали готовить юристов и психологов, визажистов и парикмахеров. Замечательные, конечно, профессии. Но кто-то должен лить металл и выращивать хлеб. И кто-то должен убеждать молодежь, что профессии строителей, металлургов и трактористов достойные и выгодные.
Уральская корпорация ВСМПО - АВИСМА решила, что "спасение утопающих -дело рук самих утопающих". Поэтому на предприятиях существует собственная политика по работе с молодежью: от профессиональной подготовки до организации досуга.
Корпорация поставляет 80% титановых деталей на мировой рынок комплектующих для самолетов. Она объединяет два предприятия. АВИСМА расположена в городе Березники Пермской области, ВСМПО - в Верхней Салде Свердловской области. Ее клиенты - ведущие самолетостроительные концерны Boeing и Airbus. Объемы производства постоянно растут. А вот рынок рабочих рук ограничен. К примеру, население Верхней Салды составляет всего 48 тысяч человек, из которых на комбинате работают 15 тысяч. Зарплата на предприятии вполне приличная. Практически вся "социалка" для работников объединения - бесплатно или почти бесплатно. Но несколько лет назад менеджеры предприятий столкнулись с острой нехваткой молодых кадров, особенно на должности руководителей среднего звена. С одной стороны, подвела демография. Если раньше в год здесь рождалось 900 детей, то сейчас - лишь 400 - 500. С другой - изменилась сама молодежь. Многие, окончив школу, стремились за лучшей долей в большие города - Нижний Тагил, Екатеринбург и Москву.
Кадровый голод стал реальной угрозой. А ведь в свете перспективы вступления в ВТО предприятию нужны не просто кадры, а определенный запас "кадровой устойчивости". И руководство предприятия во главе с генеральным директором Владиславом Тетюхиным начало предпринимать чрезвычайные меры.
За несколько лет создали собственную систему профессиональной подготовки.
- Сегодня мы не пользуемся рынком рабочей силы, - рассказал мне начальник управления кадров АВИСМЫ Вячеслав Горбань, - готовим специалистов сами.
Только в Березниках порядка 10 учебных заведений тесно связаны с АВИСМОЙ. Комбинат в прошлом году потратил 23 миллиона рублей на учебу своих сотрудников. Причем отбирают кадры здесь прямо со школьной скамьи: около 10 лучших старшеклассников ежегодно получают возможность за счет корпорации учиться в институтах Екатеринбурга. Естественно, чтобы потом прийти на предприятие дипломированными специалистами. А в целом по корпорации на обучение и профориентацию молодежи затрачено в 2005 году 63 миллиона рублей.
А о тех, кто уже пришел на работу, думают молодежные организации, созданные при комбинате. Верхнесалдинцы и березниковцы шли к созданию "молодежки" разными путями, и организации у них не совсем одинаковые, но начинали и те, и другие с КВН.
- Честно говоря, мы с некоторой опаской принимались за это дело, - вспоминает Владимир Танкеев, исполнительный директор АВИСМЫ. -Думали, что если три команды выйдут на соревнования, то уже хорошо. А их набралось одиннадцать! И какие там были шутки, не чета телевизионным. Острые, сочные. Ну, не обошлось без некоторой резкости, конечно, рабочие люди все-таки. Но мы были искренне удивлены уровнем команд, который превзошел наши самые смелые ожидания.
"Воспитание КВНом" дало результаты.
- Есть у нас молодой парень, - рассказывает Татьяна Мурашкина, менеджер по работе с персоналом Управления по связям с общественностью корпорации ВСМПО АВИСМА. - Заводила, хулиган, раньше постоянно влипал в разные истории сам и товарищей подводил. Честно говоря, мы увольнять его собирались. Не человек - сгусток энергии. Ей нужен был выход, вот парень и чудил. А теперь это один из лучших наших кавээнщиков и активист "молодежки", удивительно интересный человек.
С каждым днем сфера деятельности молодежной организации расширяется. Она проводит конкурсы профессионального мастерства, организует турпоходы и спортивные соревнования между цехами, шефствует над ветеранами и детьми из приюта, и, конечно же, играет в КВН. Кстати, в прошлом году сборная ависмовских кавээнщиков "Форс-Мажор" стала победителем лиги рабочей молодежи Пермской области.
- Мы считаем так: пусть каждый занимается тем, что ему по душе, - говорит Константин Ильичев, лидер "молодежки" ВСМПО. - Любишь КВН - играй! Пришли к нам ребята: хотим, говорят, сделать поисковый отряд. И вот уже несколько лет они ездят по местам боев, занимаются захоронением павших. Мы им помогаем. А в другом цехе увлечены туризмом, рафтингом.
В третьем, у электриков, - хлебом не корми, дай посостязаться в скорости ремонта разных приборов.Замечательно. Пусть расцветают сто цветов.
Костя показывает мне пачку исписанных листов бумаги:
- Это заявления от желающих вступить в нашу организацию. Вообще у нас сейчас около четверти молодых заводчан являются членами ОМО. Но в наших мероприятиях участвует значительно больше народу, ведь наши двери для всех открыты.
Корпорации выгодно вкладывать деньги в "молодежку", - считает Дмитрий Щепотин, председатель общественной молодежной организации АВИСМЫ. - Эффект от этих инвестиций не только косвенный - в виде кадрового резерва, - но и прямой: внедрение наших рацпредложений на предприятии практически полностью покрывает сумму, затраченную на ОМО.
В прошлом году "молодежка" АВИСМЫ взялась сделать на месте бывшего загородного лагеря "Родничок", который АВИСМА купила 4 года назад, базу отдыха. Бригады молодых металлургов очистили территорию от мусора, освободили ее от зарослей кустарников и деревьев. Скоро начнется ремонт корпусов. И вдруг выяснилось, что база нужна всем - проводить корпоративные мероприятия, семинары, вывозить сотрудников на отдых и для многого другого.
- А еще мы силами "молодежки" открыли собственный кинотеатр "Меридиан". Он соответствует самым современным требованиям, - с нескрываемой гордостью говорит Дмитрий Щепотин. - Наш генеральный директор, Владислав Валентинович Тетюхин, давно вынашивает идею приобщить молодежь к качественному кино. И мы в нашем кинотеатре регулярно организуем сеансы таких фильмов. Но и блокбастеры будем демонстрировать, ведь затраты нужно окупать. Хотя билеты у нас очень дешевые, ни у одних конкурентов таких цен нет.
Конечно же, без поддержки руководства корпорации, без целевого финансирования работа "молодежки" была бы невозможна. И у "молодежки" есть своя строчка в бюджете предприятия, причем сумма там совсем не детская. С шестью нулями.
Но затраты окупаются. Сегодня на ВСМПО и АВИСМЕ молодежи в возрасте до 35 лет - почти 45%. И текучесть молодых кадров практически нулевая.
Знакомясь с работой уральских молодежных организаций, я искренне пожалел, что уже вышел из молодежного возраста. Иначе бросил бы все и уехал в Садду....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"