О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Хабы задерживает бумага

Первые в России хабы должны появиться в Москве и Красноярске. При условии появления крупных авиаперевозчиков и более экономичных технических решений при строительстве аэропортов

Первые в России хабы должны появиться в Москве и Красноярске. При условии появления крупных авиаперевозчиков и более экономичных технических решений при строительстве аэропортов.

По оценкам участников II ежегодной конференции "Инфраструктура гражданской авиации-2006", в России уже через 10 лет крупные аэропортовые комплексы - хабы смогут зарабатывать более 26 млрд. долларов. Однако в ведомстве Германа Грефа более сдержанно относятся к перспективам развития системы хабов. В Минэкономразвития опасаются, что устаревшая нормативная база может загубить не одну хорошую идею.

Средневековый норматив

"Фактически мы сегодня работаем по нормативам, которые в мире вводились в середине прошлого века, - заявил на конференции советник министра экономического развития и торговли Игорь Коньков. - Из-за дороговизны их разработки (США эти работы в свое время обошлись в 2 млрд. долларов) мы смогли пользоваться подобными документами лишь к началу 80-х годов и пользуемся ими до сих пор". Поэтому, продолжает он, "принимая принципиальные технические решения, Росэкспертиза руководствуется устаревшими СНиПами". Таких примеров, по свидетельству советника министра, множество. Вот один из них: на Западе цементнобетонное покрытие уже давно никто не армирует, так как это устаревшая технология, приводящая к удорожанию конструкции на 15-20%. У нас от этого не отказались до сих пор. Советник министра уверен, что "унификация и модернизация" действующих технических нормативов с учетом современного российского и зарубежного опыта дали бы более экономичные решения по строительству объектов аэропортовой сети.

Игорь Коньков указал на еще один существенный минус сегодняшней практики экспертизы проектов. Он утверждает, что решения, связанные с вложением громадных средств, отдаются на откуп "лишь какому-либо одному эксперту" и "его ошибки дорого стоят": например, в прошедшем госэкспертизу обосновании инвестиций по реконструкции взлетно-посадочной полосы в "Пулково" неточности в расчетах привели к перерасходу на сумму 1,5 млрд. рублей.

Крупным аэропортам - большого перевозчика

По оценке представителя Минэкономразвития, в России, как и везде в мире, хабы могут появиться лишь там, где есть крупный базовый перевозчик. Но в России вообще мало достаточно крупных авиакомпаний. "Наш самый крупный перевозчик, "Аэрофлот", имеет парк в 70 самолетов, тогда как не первая по размерам авиакомпания США Continental Airlines располагает 800 самолетами", - привел пример Игорь Коньков. Поэтому он считает необходимым "стимулировать процессы укрупнения авиакомпаний". Напомним, что ранее с подобной же идеей выступил министр транспорта Игорь Левитин.

Советник министра сообщил, что пока есть два предложения от авиаперевозчиков по их укрупнению. Одно из них - от "Аэрофлота". Суть его заключается в проведении дополнительной эмиссии, увеличивающей государственный пакет акций авиакомпании. После этого в "Аэрофлот" должны войти акции ряда других перевозчиков, находящихся в госсобственности. Но, по мнению Игоря Конькова, эта модель "по сути неверна, так как ведет к монополизации перевозок и не снизит издержек авиакомпании".

Более правильной советнику главы МЭРТа видится другая конфигурация авиаальянса. Та, которую выбрал и пытается реализовать генеральный директор "Красноярских авиалиний" Борис Абрамович. На базе "КрасЭйр" создается альянс AiRUnion, в который сейчас входит 5 авиакомпаний с участием и частного, и государственного капитала. Успех в реализации этого проекта, считает Игорь Коньков, может ускорить появление в России хабов.

Красноярск свяжет Америку и Индию<.b>

Управляющий директор авиакомпании AirBridge Cargo Денис Ильин в своем выступлении на конференции сказал, что появления первых грузовых хабов следует ждать в Красноярске и Москве. Причем первым столичным хабом, по его мнению, станет Шереметьево, несмотря на падение объемов пассажирооборота в последние два года. Шереметьево, по его словам, исторически является большим грузовым узлом. "Крупный грузопоток на Россию из Европы и Северной Америки традиционно идет через него, - пояснил представитель ABC. - Он имеет клиентскую базу, погрузочное оборудование".

Перспективы развития аэропорта Емельяново в Красноярске обусловлены, по оценке Дениса Ильина, прежде всего расположением. "Кратчайший путь из Индии в Северную Америку идет именно через него, мы этот маршрут запустим в следующем году, - заявил руководитель ABC. - Красноярск вообще мог бы объединить основные мировые воздушные грузопотоки". Сейчас, добавил он, в Емельяново строится с участием компании "Волга-Днепр" новый грузовой терминал, и в 2007 году он будет сдан в эксплуатацию.

Денис Ильин отметил, однако, недостаточную готовность государственных органов поддерживать процесс создания системы хабов в России. "Законодательство никогда не было ориентировано на данное направление бизнеса, и этот вопрос надо приводить в соответствие с существующими международными стандартами, - считает он. - Очень зажата система документооборота, отсутствуют гибкие таможенные правила, которые могли бы позволить обрабатывать грузы в режиме трансфера. Нет льготных условий грузообработки, которые бы вызвали у бизнеса желание прийти с целью развития инфраструктуры".

"Сейчас мы ждем создания в районах предполагаемых хабов особых экономических зон, чтобы их клиенты могли получить предложения, конкурентоспособные с теми, что предлагают зарубежные хабы, а также упрощения налоговых, таможенных и пограничных процедур", - добавил Денис Ильин.

Вице-президент Евразийского транспортного союза Олег Дунаев в своем выступлении на конференции отметил, что оптимальной моделью создания хабов мог бы стать проект по развитию аэропортов по коридору Санкт-Петербург - Москва - Екатеринбург - Новосибирск - Красноярск - Владивосток (см. схему). "Это должно делаться на уровне федерального проекта, где задачей ставилась бы отработка по этим аэропортам всей системы, отвечающей международным стандартам", - заявил эксперт. Для развития системы можно было бы использовать механизм государственно-частного партнерства. Для того же, чтобы привлечь к участию в этом партнерстве частный бизнес, имеет смысл до 2015 года освободить названные аэропорты от налога на землю. "Тогда они смогут зарабатывать средства и на неавиационном бизнесе", - отметил Олег Дунаев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка