АвиаПорт.Ru
11 мая 2006, 13:15
Несколько слов по поводу катастрофы A320
Львиная доля всех аварий и катастроф приходится на потерю пространственной ориентации
Представьте себе, что Вы едете на автомобиле на высокой скорости, и вдруг из-под впереди идущей автомашины на ветровое стекло выливается "ушат" грязи, которая полностью закрывает обзор. Так вот это первое ощущение мгновенной беспомощности и есть злополучная потеря пространственной ориентации. ЛА не автомобиль и остановиться не может. Любая потеря скорости ниже критической приводит к сваливанию. Виноват ли в этой ситуации водитель или пилот? Ясно, что не всегда.
Приведу другой пример из жизни. Командир полка, несмотря на предупреждения метеоролога о скором ухудшении погоды, разрешил полеты. Аэродром закрыло практически мгновенно. В воздухе находилось шесть экипажей с различным уровнем подготовки от рядового командира экипажа, до заместителя командира эскадрильи. К несчастью, оба прожектора отказали. Что тут началось! Растерянность всех без исключения была настолько велика, что экипажи не могли понять, осмыслить и выполнить элементарные команды руководителя. Они стали самопроизвольно менять высоту и направление полета. На экране радара - броуновские движение, в эфире - сплошной крик. У одного вдруг отказали насосы, у другого шасси не выпускаются… Уговаривали, заводили и сажали их всем полком. После заруливания на экипажи смотреть было жалко, а вроде бы все опытные летчики!?
К чему это? А к тому, что потеря пространственной ориентировки - это не нокдаун, который один боксер держит, а другой - нет, а недостаток конструкции, которая не позволяет получать своевременную, достоверную и, главное, с естественной интерпретацией информацию о пространственном местоположении. Другими словами причина потери пространственной ориентации - "плохой" пилотажно-навигационный комплекс.
И еще одно замечание. Мы очень любим "покрасоваться" после того, как случилось, глубокомысленно расследуя обстоятельства и героически преодолевая последствия аварий и катастроф, вместо того, чтобы направить свой пыл и настойчивость на предотвращение и недопущения подобных происшествий. На то, чтобы признать, что представление о положении ЛА в пространстве на современных пилотажных приборах не соответствует естественным реакциям человека (силуэт ЛА - неподвижен, а подстилающая поверхность - подвижная). Особенно это важно в сложных условиях полета и при переходе с автопилота на ручное управление.
Нужно признать, что и западные авиастроители пошли по ошибочному пути, а мы потянулись за ними. Хотя еще 30 лет назад на ледоколе "Сибирь" замечательный летчик-испытатель камовской фирмы Николай Павлович Бездетнов, перед которым нужно "снять шляпу", на вертолете Ка-25 с нашим оборудованием показал всему миру, что можно безопасно и надежно летать в любую погоду с любым минимумом.
Пришли годы, и мы опять у разбитого корыта. Падают самолеты, падают вертолеты, а все списываем на злополучный ЧФ. Если у нас не хватит духу признать свои ошибки и изменить конструкцию, мы так и будем терять экипажи и пассажиров....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"