Красная звезда
12 мая 2006, 10:10
Печально небо без "Руси"
Судьба группы "Русь" и всего Вяземского авиационного центра решается сегодня. Утрата техники неизбежно будет означать и потерю самого центра
Впечатляющее небесное шоу настраивало на оптимистичные размышления. Думалось, раз проворные L-39 по-прежнему чертят узоры в небесной синеве, значит, "Русь" выжила вопреки безденежью и прочим невзгодам, не раз за последние 15 лет ставившим под угрозу ее существование. Да и как же иначе, если снискавшая всеобщее признание пилотажная группа стала нашим национальным достоянием, "визитной карточкой" Оборонного общества и неоспоримым аргументом в пользу авиации при выборе жизненного пути многими российскими подростками. Поэтому появившееся вскоре сообщение СМИ о бедственном положении Вяземского УАЦ выглядело довольно неожиданным.
Но начальник учебного авиационного центра Казимир Тиханович подтвердил: "Действительно, в строю остались только два самолета. Остальные не летают и еще осенью были отбуксированы на дальнюю стоянку. Почему произошел такой обвал? Его следовало ожидать, так как эксплуатационный ресурс наших L-39 по большому счету выработан. Продлить срок службы этих самолетов можно, но только при условии капитального ремонта. Так вот, время их отправки в "капиталку" подошло в прошлом году".
Вместо возвращения к жизни крылатым машинам, по словам Тихановича, уготована печальная участь "доноров". С них снимают исправные детали и агрегаты, чтобы ставить на те два самолета, которым ресурс двигателей пока еще позволяет подниматься в воздух. Для проведения полноценных ремонтно-восстановительных работ требуется 45 миллионов рублей, а такими средствами авиация РОСТО (ДОСААФ) не располагает.
Тут самое время внести ясность по поводу пресловутого безденежья, из-за которого "Русь" испытывает трудности практически все годы своего существования. Дело в том, что содержание такой пилотажной группы - удовольствие не из дешевых, оно включает подготовку пилотов до уровня асов, освоение техники полетов в плотных порядках, постоянные тренировки. Создавалась группа под празднование 70-летия советской власти в 1987 году с одноразовой задачей - выступить на юбилейном авиационном празднике. Когда праздничные салюты отгремели, в "верхах" решили, что этот уникальный и дорогостоящий организм больше не нужен. Однако благодаря энтузиазму самих летчиков группа продолжала летать и восхищать зрителей. Юрий Быков, в то время возглавлявший Вяземский УАЦ, добился разрешения выступать на праздновании Дня Воздушного флота в 1988 году. Но это уже была "самодеятельность" вне государственных задач, которую при определенном напряжении мог себе позволить учебный авиационный центр. Средства нашлись, так как УАЦ, в то время готовивший летчиков резерва Военно-воздушных сил, финансировал госбюджет. В 1991 году эту задачу сняли, и государственное финансирование прекратилось.
- Нужно ли объяснять, что РОСТО (ДОСААФ) в одиночку не может полностью обеспечивать функционирование такой затратной структуры, как УАЦ? - говорит Тиханович. - Оказывается, нужно. Многим и невдомек, что Оборонное общество, будучи общественной организацией, не получает подпитки из казны и живет в довольно жестких рамках хозрасчета и самофинансирования. Между тем откладывать ремонт самолетов ни в коем случае нельзя. За год-другой бессмысленной стоянки они придут в еще большую негодность, и их останется только списать.
Судьба группы "Русь" и всего авиационного центра решается сегодня. Утрата техники неизбежно будет означать и потерю самого центра. Чтобы понять, что мы теряем, достаточно взглянуть на то, какую пользу приносила и еще смогла бы принести стране Вяземская авиационная организация РОСТО (ДОСААФ).
Что касается пилотажной группы, то ее выступления на воздушных праздниках и авиасалонах - это гораздо больше, чем просто эффектное шоу на потребу публике. Показательные полеты "Руси" наряду с военно-патриотическим воспитательным воздействием на россиян способствуют поддержанию международного престижа отечественной авиации. Школы, готовящие асов группового высшего пилотажа на реактивных самолетах, во всем мире можно сосчитать на пальцах. Их наличие - своего рода привилегия великих авиационных держав. Вместе с тем, по мнению начальника УАЦ, авиация, безусловно, нуждается в летчиках высочайшего уровня подготовки, какой достигается в пилотажных группах. Такие асы нужны и для выполнения особо сложных полетных заданий, и как инструкторы, обладающие бесценным практическим опытом.
Главное же, ради чего должен жить и функционировать Вяземский центр с его самолетным парком, - это утвержденная постановлением Правительства России № 809 от 26 октября 2000 года задача авиации РОСТО (ДОСААФ) содействовать Военно-воздушным силам в поддержании надлежащего уровня натренированности летного состава. То, что ВВС объективно испытывают потребность в использовании каких-либо дополнительных возможностей для обеспечения необходимого налета летчиками строевых частей, ни для кого не секрет. Например, по состоянию на ноябрь 2005 года в связи с ограниченным финансированием летной подготовки около 400 летчиков ВВС не выполняли полеты на эксплуатируемых в частях самолетах. Для поддержания их направленности на летную деятельность и общей натренированности в полетах признано целесообразным проводить тренировки на учебных L-39. Тем более что этот самолет за час полета потребляет 650 кг керосина, тогда как топливо, "съедаемое" за такое же время боевыми МиГами и Су, измеряется тоннами.
В 2004-2005 годах Главкомат ВВС и РОСТО (ДОСААФ) организовали тренировку летчиков строевых частей на базе Вяземского УАЦ в объеме 225 часов в год на договорной основе за счет средств федерального бюджета (5 млн. рублей в год), выделяемых на реализацию постановления Правительства России № 809. Более того, Вяземский центр располагает возможностью проводить на L-39 тренировки военных летчиков в объеме до 1.500 часов в год (30 летчиков с налетом по 50 часов в два потока) при условии поддержания исправности авиационной техники. Что же касается поддержания исправности самолетов, то и на этот счет есть соответствующие нормативные документы. Согласно приказу министра обороны России от 2 августа 2002 года "Об утверждении инструкции о порядке безвозмездного обеспечения ОСАО РОСТО (ДОСААФ) военным имуществом", изданному во исполнение постановления Правительства России № 809, Минобороны России может обеспечивать ремонт авиационной техники, проведение работ по модернизации и увеличению ресурсов в рамках государственного оборонного заказа.
Тренировки летчиков ВВС на самолетах РОСТО (ДОСААФ) - это и есть не что иное, как гособоронзаказ, наравне, скажем, с подготовкой водителей в автошколах Оборонного общества. Да только денег ни на продолжение тренировок, ни на ремонт учебных самолетов Министерство финансов не дает. Точнее, средства на поддержание исправности авиационной техники Министерству обороны выделяются, но в таком объеме, что их не хватает даже для строевых частей и вузов ВВС, не говоря уж о финансировании ремонта самолетов Вяземского УАЦ РОСТО. Об этом главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал армии Владимир Михайлов 30 ноября 2005 года письменно информировал начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерала армии Юрия Балуевского, обращаясь к нему с просьбой подписать письмо в Министерство финансов по поводу увеличения бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству обороны на осуществление государственной поддержки авиации РОСТО (ДОСААФ).
Вопрос о дальнейшей судьбе Вяземского УАЦ рассматривается в самых высоких инстанциях во многом потому, что сами летчики центра неоднократно обращались во все инстанции, в том числе и к Президенту России, с просьбой принять решения, которые дадут им возможность и далее служить во благо Отечества. И хотя реальная потребность в функционировании данной структуры не вызывает сомнений, "выбить" дополнительные средства на ее возвращение к полноценной жизни не удается. Ответ заместителя директора департамента Минфина С.И.Довгучица на обращение вяземских летчиков - классика чиновничьего эпистолярного жанра. В частности, сообщается: "ежегодно в составе расходов федерального бюджета Минобороны России предусматриваются средства на подготовку граждан по военно-учетным специальностям, а также на содержание и ремонт авиационной и другой техники, в том числе в рамках государственного оборонного заказа. С учетом изложенного полагаем, что решение вопросов обеспечения подготовки авиационных специалистов, а также ремонта авиационной техники РОСТО всецело относится к компетенции Минобороны России". Почти как в бородатом анекдоте: "На, сынок, рубль и ни в чем себе не отказывай".
Допустить гибель авиационной техники Вяземского центра могут только люди, неспособные или не желающие мыслить по-государственному. Сэкономив сейчас на ремонте самолетов и тем самым "санкционировав" их безвозвратную потерю, впоследствии, возможно, придется изыскивать несоизмеримо большие средства на закупку новых учебно-тренировочных Як-130 или МиГ-АТ. Разумеется, переоснащать авиацию самолетами нового поколения все равно рано или поздно придется, но только реально ли это в обозримом будущем, если один Як-130 стоит не менее 8 млн. долларов? Простой расчет показывает, что даже если в течение ближайших трех лет израсходовать на капремонт техники Вяземского центра не 45 млн., а 100 млн. рублей и таким образом вернуть в строй 15 самолетов L-39, это окажется в два с лишним раза дешевле закупки одного нового "Яка". При этом восстановленные машины послужат еще 10 лет и смогут обеспечить в интересах ВВС 20.000 часов налета. Тогда как ресурс одного Як-130 составляет 1.500 часов. Таковы реалии.
При кажущейся безысходности положения, в котором оказался Вяземский центр, все же есть надежда на его спасение. Главнокомандующий ВВС генерал армии Михайлов предлагает в этом году заново рассмотреть вопрос об увеличении объемов бюджетных ассигнований на осуществление государственной поддержки авиации РОСТО (ДОСААФ). И хочется верить, что работники Министерства финансов, пересилив в себе психологию временщиков, смогут подсчитать не только сегодняшние расходы, но и завтрашние выгоды от решения проблемы Вяземского учебного авиационного центра РОСТО (ДОСААФ)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"