Коммерсантъ - Деньги
15 мая 2006, 12:36
Полет по приземленной цене
Цены на авиабилеты авиакомпаний-дискаунтерев в границах Европы варьируются от низких до неправдоподобно низких
Мир без VIP
Первые авиакомпании, предлагавшие дешевые билеты (low-cost airlines), появились почти четверть века назад в США. Однако большинство из 25 крупнейших компаний-авиадискаунтеров были созданы сравнительно недавно - пять-семь лет назад. Кстати, родоначальник low-соst-технологий американская Southwest Airlines и сейчас занимает первое место в рейтинге бюджетных авиакомпаний, услугами которых пользуется более 200 млн пассажиров в год. Впрочем, бизнес этот не слишком стабильный: из десятка компаний, появившихся в прошлом году, четыре тогда же и разорились, причем две из них так и не подняли в воздух ни одного рейса.
Цена билетов у авиакомпаний-дискаунтеров обычно составляет в среднем $20-30 и в немалой степени зависит от того, когда вы их покупаете: чем больше срок до вылета, тем дешевле. Если планировать свои авиаперемещения на полгода вперед, есть возможность полетать и за $1. Если билет приобретается за день-два до вылета, стоимость его будет значительно выше, но все равно меньше, чем у традиционных авиаперевозчиков .
Технология снижения цены билета, придуманная авиадискаунтерами, проста: предлагается платить только за полет, а о телячьих нежностях авиасервиса забыть. У дискаунтеров вы не найдете не только бизнес-класса (соответствующие кресла занимают слишком много драгоценного места), но и офисов для приема клиентов (их содержание также напрямую влияет на цену билета) - продажа билетов осуществляется только через собственные сайты компаний в интернете. Вообще, авиадискаунтеры лишают привыкшего к хорошей жизни пассажира всех возможных удобств: не сотрудничают с агентами, не выполняют рейсы в центральные аэропорты (там сборы значительно выше, чем в удаленных аэропортах, которые, кстати, находятся, как правило, довольно далеко от города), не кормят и не развлекают в самолете. Количество бортпроводников сокращено до минимума, требуемого техникой безопасности, а о таких капризах, как бесплатные журналы, наушники, экраны и спонтанные покупки в duty free на борту самолета, даже и говорить неловко.
Несмотря на столь жесткое отношение к пассажиру, идеология "экономь на всем" полностью оправдала себя экономически, и сегодня "бюджетники" составляют серьезную конкуренцию традиционным авиакомпаниям: по некоторым данным, дискаунтеры ныне контролируют около 20% рынка авиаперевозок в США и 7% - в Евросоюзе. Например, испанская Iberia почти на четверть сократила количество рейсов внутри страны, в том числе отдав дискаунтерам шесть маршрутов из Барселоны, одного из главных туристических центров Европы. Кстати, о туризме: по оценкам экспертов ЕС, около 70% путешествующих по Старому Свету отдают предпочтение бюджетным авиакомпаниям.
Сейчас в Европе существует почти 60 low-соst-авиакомпаний (самые известные - английская EasyJet и ирландская Ryanair). Маршруты европейских авиадискаунтеров дотягиваются до Норвегии на севере, России на востоке, Марокко на юге. Что касается более значительных расстояний, то в Америку и Юго-Восточную Азию дискаунтеры тоже летают, правда, очень немногие и нечасто.
Впрочем, зона интересов low-соst-компании может быть куда более скромной. Кто-то летает только по родной стране, как английская Air Southwest и итальянская Alpi Eagles. Кто-то обслуживает какое-то одно популярное у соотечественников туристическое направление: например, Air Scotland работает строго на маршруте Шотландия-Испания, а Corendon исключительно на линии Нидерланды-Турция.
Плата за дешевизну
Все удобства и неудобства общения с дискаунтерами напрямую связаны с их взглядами на то, чем может пожертвовать пассажир ради дешевого - от €10 до €90 в любой конец Европы - билета. И законодательницей мод в этой области считается ирландская авиакомпания Ryanair. Ее главный лозунг: "Важна только безопасность". Здесь первыми отказались от шторок на окнах и кресел с откидывающейся спинкой (и то и другое, оказывается, слишком часто нуждается в ремонте), а заодно и от мешков на этих спинках (извлечение оттуда мусора после каждого рейса тоже слишком дорого обходится). Даже рабочую униформу экономные ирландцы обязали своих сотрудников покупать за собственные деньги.
Кроме того, именно менеджеры Ryanair совершили главную революцию в авиасервисе, первыми отказавшись бесплатно кормить и поить пассажиров на борту. Тем не менее пассажиры покорились и стали кормиться за отдельные деньги. Например, моим соседом на рейсе German Wings в Кельн был человек, прихвативший в полет курицу-гриль и пластиковую бутыль пива "Очаково". Однако в основном публика предпочитает запасаться вполне цивилизованной пищей из аэропортовского ассортимента или покупать ее же на борту (цены - от €3 за сэндвич).
Зато средняя стоимость билета на рейс авиакомпании Ryanair составила в прошлом году €48. Плюс 1,5 млн билетов было роздано бесплатно в ходе рекламных акций и розыгрышей. Кстати, подобные акции регулярно проводят практически все компании-дискаунтеры. При этом ни один авиадискаунтер не дает пассажирам бонусов за "налетанные" мили и не имеет тарифов "туда и обратно".
Между тем возможности сэкономить на сервисе и комфорте пассажиров практически исчерпаны. Правда, ходили слухи, что один из немецких дискаунтеров намерен начать продажу "стоячих" билетов, но до этого дело пока не дошло. Видимо, экономных немцев все-таки остановили соображения безопасности.
Все бюджетники летают на наиболее экономичных лайнерах (в основном это Airbus A319-320 и Boeing 737-800) с минимальным расстоянием между креслами и отсутствием каких бы то ни было "опций" у самих кресел. Все пользуются небольшими аэропортами местного значения, которые могут находиться в 50 - 60 км от города, куда, собственно, и стремятся попасть пассажиры. Дорогу из аэропорта тоже, разумеется, придется оплачивать отдельно. Все дискаунтеры предпочитают летать пораньше утром или попозже вечером, когда аэропорт требует минимальных денег за обслуживание рейса. Это, правда, чревато тем, что пассажир поздней ночью может оказаться в положении человека, опоздавшего на последнюю электричку из Малаховки: добраться в принципе можно, но только на такси и задорого. Также ни одна уважающая себя бюджетная авиакомпания не имеет "стыковочных" рейсов.
Кстати, летать самолетами авиадискаунтеров лучше налегке: без коллекции чемоданов, горных лыж и снаряжения для дайвинга. Дело в том, что абсолютно все бюджетные авиакомпании ограничивают пассажиров в провозе багажа: как по количеству мест (обычно два-три места багажа и одна сумка в руках), так и по весу (в среднем 20 - 25 кг на багаж и до 10 кг на ручную кладь). При этом штраф за перевес доходит до €40, то есть сопоставим со стоимостью билета.
Еще один фирменный знак low-соst-компаний - отсутствие офисов продаж. Здесь принято бронировать билеты на собственных сайтах авиакомпаний и оплачивать их с помощью кредитных карт. А вместо прямоугольной бумажной книжицы с эмблемой авиакомпании клиент получает код-пароль, который и называет на стойке регистрации в обмен на посадочный талон - вот и все формальности (удостоверение личности в аэропорту все же понадобится). Когда пассажир по какой-то причине не может воспользоваться интернетом, он бронирует билет по телефону (звонок, понятно, платный). Или является лично либо в один из очень немногочисленных пунктов очных продаж, либо в дружественное дискаунтеру турагентство. И в том, и в другом случае наценка составит € 15 - 30.
Кстати, если вы раздумаете лететь выбранным рейсом, это тоже повлечет за собой штрафные санкции в размере €20 - 25. А вовсе отменить бронь и вернуть деньги, скорее всего, просто не получится: примерно так же, как и в случае бронирования билетов у традиционных авиакомпаний во время специальных акций.
От Москвы до самых
Первым дискаунтером, наладившим регулярные рейсы в Москву, стала летом 2003 года авиакомпания Germania Express. За ней, уже в 2005-м, пришла German Wings. A меньше месяца назад полеты в Москву начали совершать две итальянские бюджетные компании - Wind Jet и Evolavia. Первооткрыватель России Germania Express летает из Внуково в Берлин, Дюссельдорф и Мюнхен, German Wings из того же аэропорта - в Берлин, Кельн и Штутгарт. Итальянцы доставят вас из Домодедово (Wind Jet) на Сицилию - в Палермо и Катанию и в Форли - базовый аэропорт компании между Римини, Флоренцией и Болоньей, а также из Шереметьево (Evolavia) в Анкону.
Дискаунтеры осваивают и Петербург: German Wings и норвежская Norwegian Air Shuttle начали полеты в начале мая этого года, а Wind Jet сделает это в конце месяца. Немцы и итальянцы будут возить питерцев в те же пункты, что и москвичей, а норвежцы предоставят возможность с минимальными затратами добраться до Осло.
Между тем в нашем климате дискаунтеры выглядят несколько странно - прежде всего потому, что при традиционной аскетичности не предлагают демпинговых европейских цен. То есть цены в среднем ниже, чем у большинства перевозчиков, но не на порядок, а в некоторых случаях наш родной "Аэрофлот" и вовсе демонстрирует вполне очевидное ценовое преимущество. Например, долететь на самолете Germania Express из Внуково до Дюссельдорфа стоит от 9030 руб., в то время как "Аэрофлот" просит за это 8035 руб. Впрочем, стоимость билетов у авиадискаунтеров, как правило, все-таки ниже, чем у традиционных авиаперевозчиков. Например, на дистанции Москва-Палермо Wind Jet "делает" Alitalia почти на €200.
Обвала цен на полеты бюджетных авиакомпаний не происходит по нескольким причинам. Во-первых, дешевых провинциальных аэропортов, как в Европе, в окрестностях Москвы и Петербурга не наблюдается.
И дискаунтерам приходится платить за обслуживание своих рейсов примерно те же деньги, что и традиционным авиакомпаниям. К тому же эти цены для иностранных авиакомпаний в любом случае выше, чем для национальных перевозчиков.
Во-вторых, низкий уровень цен обеспечивается прежде всего большим потоком пассажиров, которого Россия пока не обеспечивает. Что неудивительно, поскольку дискаунтеры на нашей территории себя никак не рекламируют.
В-третьих, нас опять подводят расстояния: среднестатистические для полетов по Европе €30 - 40 не окупят гораздо более долгого перелета из Москвы в Берлин или на Сицилию. И, наконец, в-четвертых, российские авиационные власти просто не позволяют иностранным дискаунтерам демпинговать, отбивая хлеб у наших компаний. Например, German Wings было разрешено набирать пассажиров в России только при условии, что билет будет стоить не меньше $100. При этом у того же перевозчика на том же маршруте, но в обратном направлении - из Германии в Россию билеты стоят от $19, как и по всей остальной Европе. И все же в большинстве случаев пользоваться услугами бюджетных авиакомпаний явно выгоднее. Особенно если бронировать билет заранее - за полтора-два месяца до даты вылета.
Что касается технологии общения с дискаунтерами, то на территории России она точно такая же, как и во всем цивилизованном мире. Шаг первый: заказ билета через сеть или по телефону (русскоязычный персонал не предусмотрен). Из всех дискаунтерских сайтов по-русски пока "говорит" только German Wings. У Wind Jet русскоязычная версия находится в разработке, а прочие, кажется, вообще не намерены отвлекаться на подобные мелочи. В поисках компенсации за страдания можно порыться в разделах "сопутствующих товаров" - дружественных дискаунтеру дешевых отелей и дешевых контор аренды автомобилей. Кстати, при бронировании внимательнее отнеситесь к написанию букв и цифр - в данном случае все ошибки будут трактоваться не в вашу пользу.
Шаг второй: оплата банковской картой (классической "кредиткой" или распространенной "зарплатной" при наличии на ней достаточной суммы), wеb-деньгами или списанием денег с банковского счета. Учтите, что большинство компаний соглашаются только на Visa Classic и Eurocard/MasterCard Standard. Шаг третий: получение цифрового кода вместо билета (даже несмотря на то, что по российским законам билет необходим как подтверждение наличия договора между авиакомпанией и клиентом). А дальше - все как у людей. Только не у обычных, а у очень экономных....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"