RBC Daily
15 мая 2006, 17:19
"Аэрофлот" разрушил небесную монополию
"Аэрофлот" анонсировал новый путь своего развития - создание в стране сети крупных дочерних авиакомпаний, базирующихся в каждом из федеральных округов
ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" - крупнейшая авиакомпания страны. В 2005 году она перевезла 6,7 млн пассажиров и 145,6 тыс. тонн почты и грузов. Выручка от основной деятельности авиакомпании за 2005 год составила 62,8 млрд руб. Прибыль до налогообложения от осуществления всех видов деятельности по результатам 2005 года составила 8,4 млрд руб., чистая прибыль - 6 млрд руб., что соответствует уровню 2004 года Основными акционерами "Аэрофлота" являются Росимущество (51,17% акций) и Национальная резервная корпорация (НРК), которая через кипрскую Grabor Trading и люксембургскую Transinvest Control контролирует порядка 30% акций общества. Парк "Аэрофлота" насчитывает 90 самолетов, 27 из которых - иностранного производства. По объемам грузовых перевозок "Аэрофлот" входит в число 50 крупнейших авиакомпаний мира и занимает первое место среди отечественных пассажирских авиакомпаний. С апреля 2006 года "Аэрофлот" входит в глобальный альянс авиаперевозчиков SkyTeam.
"Аэрофлот" определился со стратегией своего развития и намерен создать в каждом из федеральных округов дочерние компании. Об этом RBC daily на Третьем Красноярском экономическом форуме "Развитие Востока России" рассказал глава авиакомпании Валерий Окулов. "Именно поэтому в планах "Аэрофлота" - наращивание перевозок на Востоке России, формирование опорных точек своей маршрутной сети в Сибирском и Дальневосточном регионах", - отметил он. По его словам, перед компанией серьезно стоит вопрос создания дальневосточного перевозчика путем передачи принадлежащих государству акций региональных авиакомпаний. Управлять ими предполагается на принципах франчайзинга. "В состав перевозчика войдут такие авиакомпании, как "Дальавиа" и "Владивосток Авиа". Технически это станет возможно через проведение дополнительной эмиссии акций "Аэрофлота", которую предполагается оплатить активами государства", - сообщил г-н Окулов. Увеличение присутствия компании на востоке страны, считает он, станет гарантом расширения авиатранспортных связей в регионе. Напомним, что на данный момент государство является владельцем 51% авиакомпании "Владивосток-Авиа", "Дальавиа" является федеральным государственным унитарным предприятием.
Следующий этап развития авиакомпании, который может стартовать не ранее следующего года, - создание сибирского перевозчика. Базовой компанией может стать авиакомпания "Ямал" - основной перевозчик в Ямало-Ненецком автономном округе. Воздушный парк авиакомпании насчитывает 58 судов, в основном это самолеты Ту-154 и Ty-134, ежегодный пассажиропоток составляет 400 тыс. человек. По словам Валерия Окулова, сейчас ведутся переговоры о вхождении этого регионального перевозчика в состав "Аэрофлота". Он добавил, что "проекта по созданию единой авиакомпании в России, в которую вольются все активы, не существует, так как это нерационально и неразумно". Можно создавать, говорит он, авиакомпании по перевозке пассажиров, грузов, чартерные, вертолетные компании, но не единую авиакомпанию. "Проект единой авиакомпании обсуждался чиновниками, но не менеджментом компании", - подчеркнул г-н Окулов. Напомним, что ранее предлагалось, что в состав "Аэрофлота" могут войти все государственные активы в авиации путем их внесения в уставный капитал перевозчика.
Валерий Окулов отметил, что Россия должна вернуть утраченные евроазиатские транзитные потоки. Но речи о том, чтобы замкнуть все перевозки в Москве, не идет. "В этой связи наиболее целесообразным решением данной задачи является объединение авиакомпаний внутри каждого региона в рамках единого юридического лица, специализирующегося на выполнении местных перевозок, использующего самолеты вместимостью 20-50 мест, которые могут эксплуатироваться в том числе и на грунтовых взлетно-посадочных полосах", - отметил Валерий Окулов. Оптимальное построение сети маршрутов местных авиакомпаний, по мнению менеджмента "Аэрофлота", связано с использованием хабового принципа. В этом случае функция местных авиакомпаний - "подвозить" пассажиров к хабу, находящемуся в регионах их ответственности.
С ним согласен его коллега, гендиректор создаваемого альянса AiRUnion Борис Абрамович. По его словам, консолидация всех потоков пассажиров в Москве будет приводить к ежегодной потере 12 млн региональных авиапассажиров. "Маршрутная сеть современной России остается однополярной и по-прежнему тяготеет к столице, в то время как межрегиональные и местные воздушные связи продолжают деградировать, что ведет к ограничению транспортной подвижности населения, сдерживает рост экономики регионов. Нераскрытый пассажирский потенциал отрасли составляет, по нашим оценкам, не менее трети существующего авиарынка, или около 12 млн пассажиров в год", - заявил он на Красноярском экономическом форуме. По его мнению, отрасль достигла того порога в своем развитии, когда государство должно однозначно определиться с тем, как распорядиться своими авиационными активами. "От того, какую позицию займет государство, будет зависеть судьба всего инвестиционного процесса в гражданской авиации", - резюмировал Борис Абрамович....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"