О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

НПО "Сатурн" успешно проводит испытания нового двигателя АЛ-55: достигнута максимальная мощность в соответствии с техзаданием

Первые плановые испытания нового российского двигателя АЛ-55, создаваемого по заказу индийских ВВС, прошли успешно. Достигнута максимальная мощность в соответствии с техзаданием заказчика

Первые плановые испытания нового российского двигателя АЛ-55, создаваемого по заказу индийских ВВС, прошли успешно - достигнута максимальная мощность в соответствии с техническим заданием заказчика.

Показательно, что испытания первого двигателя на Лыткаринском машиностроительном заводе - филиале НПО "Сатурн" в Московской области - начались спустя всего семь месяцев после подписания контракта и проходили в два этапа. Первоначально был отработан запуск двигателя и проверена работоспособность его систем, при этом удалось выйти на уровень оборотов каскада высокого давления порядка 66% на минимальном режиме. Анализ результатов первого этапа испытаний позволил принять решение о переходе ко второму этапу - доведению оборотов до 98% на режиме максимальной тяги. В итоге на оборотах 96% был получен основной параметр - максимальная взлетная тяга 1760 кг. В настоящее время ведется доработка материальной части, и 19 мая двигатель № 1 будет готов для продолжения испытаний и его дальнейшей доводки. Помимо тяги необходимо получение множества заданных характеристик на разных режимах, от минимального до крейсерского.

Одновременно идет подготовка комплектов материальной части для сборки всех шести опытных двигателей, предусмотренных контрактом. До конца мая будет скомплектован и подготовлен к испытаниям второй двигатель, в июне запланировано изготовление двигателя №3, который будет установлен на ресурсные испытания, и далее по графику до конца 2006 года.

В целях соблюдения беспрецеденто жестких сроков реализации контракта и получения всех заявленных параметров АЛ-55 на производственных площадях НПО "Сатурн" в Рыбинске, Москве и Московской области в настоящее время изготавливаются и вводятся в эксплуатацию установки для проведения узловой доводки опытных образцов нового двигателя. Отдельно будет испытываться компрессор высокого давления, на специальном стенде в Лыткарино осуществляться автономная доводка КНД (компрессора низкого давления), в мае будет собрана установка для испытаний КВД (компрессора высокого давления), уже проходит автономные испытания камера сгорания. Кроме того, в июне будет изготовлена установка для автономных испытаний газогенератора (компрессора, камеры сгорания и турбины высокого давления - горячей части двигателя).

Активная фаза реализации программы началась в 2004 году: предложенный НПО "Сатурн" проект АЛ-55 выиграл тендер на двигатель для учебно-тренировочного самолета HJT-36 индийских ВВС. Контракт на разработку и организацию лицензионного производства АЛ-55И с индийской корпорацией HAL был подписан в августе 2005 года на международном авиасалоне МАКС-2005.

Уже в декабре 2005 года был подготовлен и передан заказчику полноразмерный макет для привязки к самолету HJT-36 и пробной установке в мотогондолу, которая прошла успешно, а весной 2006 года был изготовлен первый двигатель и стартовали стендовые испытания.

"Программа уникальна с точки зрения сроков ее реализации, успешное выполнение которых станет страницей в истории отечественного авиационного двигателестроения", - отметил Александр Саркисов, заместитель генерального директора НПО "Сатурн" - директор московского филиала - НТЦ им. А. Люльки, генеральный конструктор, руководитель темы АЛ-55.

В целом на реализацию программы с момента подписания контракта отводится 23 месяца, по истечении которых двигатель должен быть создан и предъявлен заказчику для проведения летно-конструкторских испытаний в Индии.

После прохождения летных испытаний двигателя и подтверждения всех заявленных характеристик будет обеспечено лицензионное производство АЛ-55И в Индии и одновременно развернуто его серийное производство в России, при этом газогенератор будет производиться в Рыбинске на НПО "Сатурн", а холодная часть двигателя в Уфе на ОАО "УМПО".

Выполнение в сжатые сроки технически сложной программы возможно только благодаря тесной кооперации НПО "Сатурн" с рядом российских и зарубежных предприятий. Основным партнером НПО "Сатурн" в программе АЛ-55И является одно из крупнейших предприятий отрасли - Уфимское моторостроительное производственное объединение. Важным этапом сотрудничества двух компаний стало соглашение о совместном дополнительном финансировании проекта, организации совместного производства опытной партии двигателей, сертификации АЛ-55И и дальнейших работах по обеспечению лицензионного производства двигателя в Индии. "В программе создания двигателя АЛ-55И аккумулирован опыт московского и рыбинского КБ НПО "Сатурн", опыт ряда конструкторских и производственных предприятий страны и отраслевых научно-исследовательских институтов, важны и те знания, которые приобрела компания, сотрудничая с французской фирмой Snecma", - отметил Александр Саркисов.

АЛ-55 имеет большие коммерческие перспективы. При 95% унификации, что очень выгодно для производства и эксплуатации, на базе АЛ-55 можно получить модельный ряд различных двигателей для учебно-тренировочных самолетов (например, для российских МиГ-АТ и Як-130), беспилотных летательных аппаратов, сверхлегких сверхзвуковых истребителей, самолетов-штурмовиков. Технические решения, заложенные в АЛ-55, могут быть широко применены и при создании высокоэкономичных промышленных газотурбинных двигателей нового поколения.

По словам Александра Саркисова, "базовые конструкторские решения АЛ-55 изначально предполагали, что на его основе будет создана широкая гамма двигателей. Это уникальный случай для отечественного двигателестроения. Раньше выпускались двигатели, предназначенные для одного или, что значительно реже, двух видов самолетов, но чтобы двигатель изначально создавался как основа для параметрического ряда двигателей различного назначения, такого я не припомню".

ОАО "НПО "Сатурн" ведущая российская двигателестроительная корпорация, специализирующаяся на разработке, производстве и сервисном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, судов военно-морского флота, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ПАО "ОДК-Сатурн"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка