Гудок
18 мая 2006, 13:19
Аэропорты подталкивают к укрупнению
Минтранс намерен превратить Московский авиаузел в самый большой хаб Европы. Для этого нужно увеличивать его пассажиропоток, ужесточив конкуренцию между тройкой столичных аэропортов-лидеров
По заявлению министра транспорта Игоря Левитина, "для России важно, чтобы Московский авиационный узел был крупнейшим в Европе. Между Шереметьевом, Домодедовом и Внуковом появится скоростная система доставки пассажиров. А в будущем мы предполагаем все эти терминалы рассматривать как единый авиаузел".
Как рассказал министр транспорта, ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) планирует к 2008 году увеличить пропускную способность до 25 млн. пассажиров в год. Новый строящийся терминал Шереметьево-1 будет иметь пропускную способность 5 млн. пассажиров в год, а строящийся Шереметьево-3 - 9 млн.
Но существующие на сегодняшний день возможности взлетно-посадочной полосы не позволят справиться с таким пассажиропотоком. Поэтому со вторника одна из полос закрыта на реконструкцию. "Узким местом" Шереметьева министр назвал движение в районе аэропорта. Чтобы снять проблему, запланировано строительство новой башни для управления воздушным движением. Оборудование скоростной автодороги к аэропорту Шереметьево глава Минтранса обещает завершить к 2009 году.
Министерство выступает также за укрупнение ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии". Эту компанию предполагается объединить с другими перевозчиками, контролируемыми государством. По словам заместителя министра транспорта Александра Мишарина, "министерство поддерживает планы "Аэрофлота" по укрупнению доли на рынке российских авиаперевозок с 30 до 50%". "Аэрофлот" уже получил от Минтранса список государственных компаний, которые могут войти в его состав. Александр Мишарин не стал их называть, но сообщил, что в списке есть перевозчики, которые еще не прошли приватизацию. Планы Минтранса об укрупнении аэропортов и авиакомпаний консультант компании "Инфомост" Дмитрий Манаков связывает с усилением борьбы за пассажиропотоки. "Конкуренция усилилась, аэропорт на сегодняшний день - это отдельный бизнес, который борется за авиакомпании и стремится увеличить пассажиропоток. В Московском авиаузле совершенно очевидны три лидера. У каждого из них своя история борьбы за этот статус. Домодедово сумело в какой-то момент переломить ситуацию на рынке и выиграть у Шереметьева право на обслуживание ряда авиакомпаний", - отметил эксперт.
По мнению Дмитрия Манакова, у московских аэропортов есть серьезное лобби. "Менеджеры Внукова сейчас очень активны на рынке, у них есть поддержка правительства Москвы, у Шереметьева есть федеральная поддержка. У Домодедова, предполагаю, областная".
При этом представитель "Инфомост" считает: "авиакомпаний в качестве клиентов хватит на сегодняшний день на все аэропорты Московского узла". Шереметьево решит свои вопросы реконструкции, вернув себе былые пассажиропотоки. "Аэрофлот", сотрудничающий с МАШ, входит в зарубежный альянс перевозчиков. Это поспособствует увеличению пассажиропотока, придут новые зарубежные компании. У Внукова может появиться какая-либо собственная специализация. К примеру, сейчас активно развивается перевозчик "Атлант-Союз", который базируется во Внукове. За счет развития этой компании возрастет пассажиропоток во Внукове.
Однако перспективы развития Московского авиаузла упираются в большие инвестиции. Насколько он станет крупнее, определит рынок, считает представитель "Инфомост". "Вложения в инфраструктуру всегда очень долго возвращаются, - подчеркнул Дмитрий Манаков. - Интерес банков или инвесторов к аэропортам зависит в каждом конкретном случае от компании, от того, насколько она готова инвестировать "длинные деньги".
Вице-президент Национального резервного банка (один из акционеров "Аэрофлота") Андрей Деркач считает правильными планы МЭРТа о последующей продаже Шереметьева. "Это верная тенденция, чтобы аэропорты находились в собственности и под управлением частного бизнеса, поскольку частный бизнес более эффективен в управлении, чем государство", - заявил он "Гудку". По его мнению, новые пассажирские терминалы надо строить там, где выгодно. Ведь старые комплексы созданы еще в советское время. Они в основном типовые, плохо приспособлены для современных технологий обслуживания пассажиров и багажа, а также самих самолетов.
Андрей Деркач предполагает, что "зарубежный капитал пока отпугивает незавершенный еще процесс ухода государства из этих проектов и передачи аэропортов в частные руки. Инвестировать в предприятия, которые принадлежат государству, иностранные инвесторы опасаются: отпугивает непредсказуемость государственного управления"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться