УралПолит.Ru
19 мая 2006, 12:34
Мы построим для Екатеринбурга "Кольцово-Сити" - город в городе
О планах строительства нового терминала екатеринбургского аэропорта "Кольцово" рассказывает генеральный директор аэропорта М. Максимов
Почему союз "Ренова" - Россель считают одним из самых успешных в стране, какие авиакомпании придут к нам в самое ближайшее время, сколько стоит построить новый терминал, будет ли в порту консульский пункт, почему "Уральские Авиалинии" остаются приоритетной компанией, каково будущее гостиницы "Лайнер", что такое "Кольцово-Сити", как аэропорт отнесся к предупреждению ФАС, чего ждать от Кольцово банкам, когда в Екатеринбурге появится хаб и многое другое - в эксклюзивном интервью Михаила Максимова читателям экспертного канала "УралПолит.Ru".
- Почему руководство Кольцово заинтересовано в сохранении монополии "Уральских авиалиний" на ряде направлений, в частности московском, и не слишком приветливо относится к приходу других игроков, например, "Сибири"?
- Наша политика в области воздушных перевозок нацелена на развитие аэропорта в качестве хаба - удобного транзитного узла, расположенного на границе Европы и Азии. Для того чтобы стать полноценным хабом, нужно развивать как внутрирегиональные, так и межрегиональные маршруты. И в этом нам не обойтись без базовой авиакомпании, которая бы выстраивала свою работу, исходя из принципа хаба - развивая региональные маршруты, являющиеся в основном убыточными, с компенсацией этих убытков на прибыльных маршрутах. В составлении расписания, распределении слотов приоритетной для аэропорта - любого в мире! - всегда будет оставаться базовая авиакомпания, которая выполняет основной объем авиаперевозок из своего аэропорта.
- Оправдываются ли ранее прогнозируемые сроки окупаемости вложений в аэропорт? Что необходимо сделать, чтобы вложения окупились? Какой оборот пассажиров оптимален для загрузки аэропорта и выхода на окупаемость, проводится ли работа по увеличению потока пассажиров совместно с авиакомпаниями и правительством области?
- К сожалению, на сегодняшний день существующий пассажиропоток не позволяет нам окупать вложения в аэровокзальный комплекс. Тариф на пользование аэровокзалом устанавливается Федеральной службой по тарифам (ФСТ), исходя из текущих затрат, при этом никогда не учитывается инвестиционная составляющая. В таких условиях нам крайне сложно привлекать средства на строительство нового терминала.
Мировая же практика показывает, что аэропорт становится прибыльным, когда пассажиропоток в нем достигает 2 млн. человек в год. По итогам прошлого года мы обслужили чуть более полутора миллионов пассажиров. То есть нам есть к чему стремиться. Для увеличения пассажирооборота "Кольцово" необходимо стать хабом, аэропортом, в который бы слетались пассажиры со всех соседних регионов и вылетали от нас в города России, ближнего и дальнего зарубежья. Только за счет перестройки своей работы под транзитную - хабовую - технологию мы реально сможем увеличить количество взлетов и посадок самолетов, число пассажиров, прошедших через наш аэропорт. Мощности нам позволяют. Уже сегодня наш аэровокзальный комплекс с учетом нового международного терминала способен обслужить 2,5 млн. пассажиров в год. И это без потерь в качестве обслуживания.
В становлении Кольцово как хаба, в привлечении новых авиакомпаний нам огромную поддержку оказывают Правительство и губернатор Свердловской области. Только в этом году благодаря общим усилиям в числе наших партнеров появилось два мощных зарубежных авиаперевозчика - Австрийские и Турецкие авиалинии. В ближайшие месяцы мы ожидаем заключение договоров с финской и южнокитайской авиакомпаниями.
- Мне очень нравится новый терминал в Кольцово. Когда терминал внутренних перевозок сделают таким же, как международных?
Сейчас решается вопрос о финансировании строительства нового терминала для обслуживания внутрироссийских рейсов. Напомню, что в международный терминал нашим стратегическим инвестором - Группой компаний "РЕНОВА" - в прошлом году было направлено 32 млн. долларов США. Новое здание будет стоить не меньше. Поэтому от того, когда будет принято решение об инвестировании, тогда и будет понятен срок начала проектирования и строительства нового здания.
- Как участвует правительство и губернатор в развитии аэропорта? Когда аэропорт превратится в хаб? Какие планы у Кольцово?
- Правительство Свердловской области и губернатор Эдуард Россель непосредственно участвуют в развитии Кольцово. Именно благодаря инициативе "сверху" в аэропорту появился стратегический инвестор - Группа компаний "РЕНОВА" - готовый развивать "воздушные ворота Урала". Причем такое партнерство в Кольцово - государственно-частного характера - уже признается одним, если не сказать, самым удачным в стране.
Для того чтобы стать хабом, более того, соответствовать званию лучший аэропорт региональной России, нам необходимо привести в порядок, усовершенствовать три блока: аэровокзальный комплекс, аэродром (взлетно-посадочные полосы и светосигнальное оборудование) и парк спецтехники (автобусы, трапы, снегоуборочные машины и др.). За последние 15 лет практически во всех аэропортах страны, к сожалению, на это средств фактически не выделялось.
В 2005 году в Кольцово были открыты современный международный терминал, новый кейтеринг - сегодня это один из самых современных цехов бортового питания в России. Затраты на строительство этих объектов составили 35 млн. долларов США. Кроме того, мы закупили новую спецтехнику на сумму 200 млн. рублей. Отмечу, что аэропортовая техника очень дорога: например, автобус стоит 450 тыс. евро, а снегоуборочная машина - около 250 тыс. евро. Что касается аэродрома, то только за последние семь лет на поддержание аэродрома в эксплуатационном состоянии Кольцово затратило более 100 млн. руб. собственных средств. И только в прошлом году наш аэропорт впервые был включен в федеральную программу модернизации аэропортовой сети. В этом году проектной организацией будет подготовлена необходимая техническая документация для проведения реконструкции взлетно-посадочных полос, обновления светосигнального оборудования. На создание такого проекта Правительство РФ уже выделило 140 млн. рублей.
Справка:
Проект реконструкции аэродрома оценивается в 7,5 млрд. руб. (на срок до 2009 г. включительно). Определен государственный заказчик-застройщик - ЗапСибаэростройзаказчик. Основными проектировщиками выступают ФГУП ПИ и НИИ Ленаэропроект. Цель реконструкции аэродрома - доведение аэродрома до требований НГЭА и ИКАО с целью обеспечить обслуживание без ограничений всех типов воздушных судов российского и иностранного производства. Проект включает в себя удлинение первой взлетно-посадочной полосы на 500 метров, удлинение второй полосы на 800 метров, усиление аэродромных покрытий, строительство двух мест стоянок для тяжелых типов самолетов, строительство новой рулежной дорожки, модернизацию парка светосигнального, радиотехнического и метеорологического оборудования, повышение категории посадки до I+II по классификации ИКАО.
Относительно наших планов. Мы планируем продолжить реконструкцию аэровокзального комплекса, гостиницы "Лайнер", аэродрома, начать строительство терминала для внутрироссийских рейсов, гостинично-делового комплекса стандарта "4 звезды", экспоцентра, транспортно-логистического центра. Транспортно-логистический терминал площадью 100 тысяч квадратных метров с современными складскими помещениями будет обрабатывать грузы, доставляемые всеми видами транспорта.
Уже сейчас активно ведутся строительные работы в старом аэровокзале (здании со шпилем). Это будет современный и технологичный бизнес - терминал для пассажиров российских и международных рейсов, а также авиарейсов бизнес - авиации.
На площадях одного из секторов зала вылетов внутрироссийских рейсов мы планируем организовать автовокзал для обслуживания междугороднего автобусного сообщения, обеспечивающего доставку пассажиров к авиарейсам.
Всего объем необходимых инвестиций в развитие Кольцово на ближайшие два года составляет более 5 млрд. рублей.
- Не так давно, Эдуард Россель и Сергей Лавров обсуждали вопрос создания в аэропорту Кольцово консульского пункта. Ваше отношение к этому нововведению и в какие сроки предполагается осуществить эту затею?
- Действительно, в феврале этого года губернатор Свердловской области Эдуард Россель озвучил главе министерства иностранных дел РФ Сергею Лаврову идею об организации в Кольцово консульского пункта представительства МИД России в Екатеринбурге. Мы ее полностью поддерживаем. Необходимость открытия представительства МИДа связана с растущим потоком пассажиров международных рейсов в Кольцово. В прошлом году мы обслужили более полумиллиона таких пассажиров. И открытие у нас консульского пункта могло бы помочь прямо на месте решать проблемы, которые зачастую возникают у пассажиров при выезде за рубеж или въезде в нашу страну.
- Как относится Кольцово к предостережению ФАС владельцам аэропортов по цене топлива для авиакомпаний?
- Задача антимонопольной службы - способствовать развитию рыночных отношений, балансу цен на рынке, в том числе и на топливном. Однако ситуация выходит за рамки внутрироссийской. Нефть - биржевой товар. И то, как реагирует мировой рынок на этот товар, мы сразу определяем по российской стоимости бензина, авиакеросина.
Чтобы избегать резких изменений на таком подвижном рынке, застраховать свой бизнес хотя бы на время от резких скачков стоимости авиатоплива, мы неоднократно предлагали авиакомпаниям и туроператорам заранее закупить и бесплатно хранить у нас керосин. Кто этим предложением в прошлом году воспользовался, тот успешно отработал запланированные программы.
- Дежурят ли в Кольцово сотрудники МЧС, или, может быть, существует внутренняя служба спасения аэропорта?
- Для предотвращения и нейтрализации возможных чрезвычайных ситуаций на территории аэровокзала и аэродрома работает штатная аэропортовая Служба поисково-аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП). Ее деятельность сертифицирована по высокой, 8-ой категории УТПЗ (Установленным требованиям пожарной защиты). Она оснащена всей необходимой автомобильной и поисково-спасательной техникой, самым современным спецоборудованием. СПАСОП - одна из самых многочисленных служб аэропорта, в ней работает 100 человек. Профессионализм этих людей не вызывает никаких сомнений, в том числе у их коллег из МЧС.
- Предполагает ли руководство Кольцово развивать эквайринговые услуги? Каковы планы руководства относительно сотрудничества с банками Свердловской области и Ур ФО в целом?
- Мы активно сотрудничаем с региональными банками в самых различных формах. Так с их помощью реализуем свои программы развития, расширяем спектр услуг для наших пассажиров. К примеру, в аэровокзале установлены банкоматы; в международном терминале скоро начнет работу представительство одного из крупнейших российских банков. Если говорить об эквайринговых услугах, то в нашей гостинице "Лайнер" можно расплатиться за номер, а в авиакассах приобрести билет с помощью пластиковой карточки.
- Мы очень рады улучшению качества обслуживания в новом международном терминале. Но есть один очень больной вопрос - время разгрузки и получения багажа. Что делается в этом направлении?
- Мы стремимся, чтобы выдача багажа, как и в целом обслуживание прибывших пассажиров, занимало как можно меньше времени с момента прибытия самолета в наш аэропорт. В своей работе мы ориентируемся на зарубежные стандарты в обслуживании пассажиров и авиакомпаний. Для этого мы совершенствуем технологию, закупаем необходимое оборудование - в прошлом и в этом году мы закупили новые автопогрузчики, электрокары. Но работа с багажом - действительно один из самых трудоемких и ответственных технологических процессов. Особенно зимой, когда прежде, чем открыть багажное отделение воздушного суда, нужно провести ряд обязательных процедур, на что затрачивается дополнительно от 10 до 15 минут.
Почему на выезде с территории Кольцово рядом со шлагбаумом не находится человек, который может помочь разобраться с вашей пропускной системой?
- На въезде, справа от шлагбаумов находится круглосуточный пост службы безопасности аэропорта. Наши сотрудники всегда готовы пояснить правила и схему проезда по привокзальной площади. Также для автомобилистов разработана информативная система указателей, а перед въездом на площадь размещены габаритные и понятные схемы проездов по площади (они расположены на выезде с Новокольцовской трассы и на улице Бахчиванджи со стороны поселка).
- С детьми, с колясками страшно неудобно в аэропорту. Что делается для пассажиров с маленькими детьми, чтобы им легче было ждать вылета?
- Путешествовать с маленькими детьми всегда сложно и хлопотно. Чтобы у нас пассажирам с детьми было не так тяжело, в новом аэровокзале мы организовали бесплатную комнату матери и ребенка. Она расположена на втором этаже нового международного терминала и доступна после регистрации на рейс. В случае, если до рейса есть достаточное для отдыха время, за незначительную плату можно воспользоваться такой же комнатой в нашей гостинице Лайнер.
Для инвалидов мы также стараемся сделать наш аэропорт удобным. Для тех, кто передвигается в инвалидных креслах облегчен заезд в здания аэровокзала; новый терминал оборудован несколькими лифтами, специальными санитарными комнатами. Если же будут дополнительные пожелания в наш адрес - мы их рады будем учесть.
- Цены в кафе Кольцово сравнительно высокие (дороже, чем Шереметьево). Кафе мало. Почему? И что планируется сделать?
- Цены в наших кафе являются средними по Екатеринбургу, и ниже, чем в Москве. Такими они будут всегда. Это наше жесткое требование в работе с арендаторами. И если бы у нас был такой же пассажиропоток в год, как в Шереметьево, т.е. не полтора миллиона человек, а в пять раз больше, то цены были еще ниже, а самих кафе было бы больше.
Развитие сферы услуг - одна из наших важнейших задач на сегодня. Мы готовим к реализации концепцию Кольцово-Сити, которая включает в себя создание уникального пространства "город в городе", где не только наши пассажиры, но и жители города смогут на территории аэропорта воспользоваться услугами выставочных и конференц-залов, бутиков, кафе, ресторанов, кинотеатра. Мы хотим сделать наш аэропорт самым гостеприимным и удобным для работы, отдыха и начала путешествия местом в нашем городе, в нашей стране....
Авторские права на данный материал принадлежат «УралПолит.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться