Красная звезда
22 мая 2006, 13:00
Из когорты бессмертных
Исполнилось 90 лет со дня рождения легендарного летчика-истребителя А. Маресьева
Первым о летчике, который, лишившись обеих ног, продолжает летать и сбивать гитлеровских стервятников, узнал Борис Полевой, представлявший на Калининском фронте "Правду". Но рассказать о герое в сорок третьем ему не удалось. Редактор "Правды" П.Н. Поспелов предварительно показал полосу о Маресьеве Верховному Главнокомандующему. На еще влажном газетном листе Сталин написал, что сейчас, когда Геббельс кричит на весь мир, будто бы в России истощены резервы и в бой бросают стариков и инвалидов, этот материал может сыграть на руку вражеской пропаганде. "Пусть пока полежит, - заключил Верховный, - а Полевой напишет когда-нибудь об этом не корреспонденцию, а книгу".
Примерно в те же дни в столичном госпитале с Алексеем Маресьевым познакомился корреспондент "Красной звезды" Василий Ильенков. Он там же, в Сокольниках, находился на излечении после подрыва на мине. Ильенков знал судьбу очерка Полевого и, чтобы обойти непреодолимый запрет, выбрал жанр рассказа. Рассказ "Воля", в котором все было документальным, лишь герой назван не Алексеем Маресьевым, а Алексеем Петрусьевым, был опубликован 28 ноября 1943 года. В нем видно, как изобретательно автор обходит высокий запрет:
"- Случай небывалый в нашей практике, - сказал председатель комиссии, смущенно потирая руки. - Инструкция говорит ясно на этот счет… Вашу просьбу летать мы не можем даже обсуждать…
- Тем более что у нас достаточно летчиков и нет никакой нужды нарушать существующие положения, - присоединился представитель военной авиации.
- Но здесь дело не в том, что вы не нуждаетесь во мне, - не выдержал стоявший перед столом навытяжку, как полагается офицеру, Петрусьев, - а в том, что я нуждаюсь в авиации. Жить я могу только как летчик".
Правда в том, что и в этом случае Ильенкову к художественному вымыслу прибегать не довелось. Диалог приводился не протокольно, но именно так все обстояло в действительности.
Летчик 580-го истребительного полка лейтенант Маресьев, сбитый 4 апреля 1942 года в районе демянского плацдарма (Новгородская область) и после 18 суток скитаний по стылому лесу лишившийся голеней обеих ног, в июне 1943 года вернулся в боевой строй. В должности заместителя командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиаполка, летая на Ла-5, сбил в боях на Курской дуге "Юнкерс-87" и два новейших "Фоккевульф-190". 24 августа 1943 года удостоился звания Героя Советского Союза.
В художественном фильме о Маресьеве есть эпизоды, когда он, осваивая протезы, пытается танцевать, совершать прыжки. Было и такое. Но нет повода сомневаться в искренности рассказа другого Героя Советского Союза гвардии капитана Александра Числова, у которого Маресьев был заместителем: "После воздушных боев, в которых Алеша выглядел бесстрашным богатырем, друзьям иногда приходилось нести его от самолета к землянке на руках - от усталости и нестерпимой боли в ногах он, приземлившись, не мог сделать ни шагу. Нас многое восхищало в нем, но больше всего его нечеловеческое терпение. Так за день намотаешься, что и здоровые ноги едва держат, а тут…"
В сорок четвертом, когда враг уже был изгнан с нашей земли, Алексея Маресьева перевели в Управление военно-учебных заведений ВВС. С 1956 года, когда был образован Советский (ставший позднее Российским) комитет ветеранов войны и военной службы, полковник в отставке Алексей Маресьев трудился в его составе. Был на этом, по-своему тоже боевом общественном посту до последнего дня своей жизни. Вдохновлял всех примером ответственности и трудолюбия. Терпение, которое комэск Александр Числов назвал нечеловеческим, никогда не покидало Маресьева. Камышинский паренек, направившийся в 18 лет по комсомольской путевке на Дальний Восток, в воздвигаемый молодыми руками Комсомольск-на-Амуре и там, в аэроклубе, приобщившийся к небу, вогнавший в землю 11 немецких самолетов, в том числе 7 уже безногим, был уникальным и в то же время типичным для своего поколения. Поколения, завещавшего нам как зеницу ока беречь Родину. Быть на этой земле настоящими людьми....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться