Коммерсантъ - Самара
23 мая 2006, 12:20
Daewoo обвинили в пиратстве
Арбитражный суд Москвы рассматривает иск ОАО "ПКБМ" к двум южнокорейским компаниям по признанию авторских прав на программное обеспечение для тренажеров учебно-тренировочного самолета КТ-1
Как рассказали "Ъ" на ПКБМ, в 1993 году к ним обратились представители южнокорейской компания Daewoo Heavy Industries с просьбой разработать программное обеспечение для управления тренажером учебно-тренировочного самолета КТ-1 (длина - 10,3 м, максимальная скорость - 649 км в час, дальность полета - 1700 км (5 часов) без дозаправки). КТ-1 преимущественно используется для обучения технике пилотирования, однако может быть переоборудован и в боевой самолет. Примечательно, что корейская сторона на тот момент отказалась заключить контракт на приобретение у ПКБМ прав на программное обеспечение, объяснив это тем, что у нее "имеется негативный опыт приобретения компьютерной программы по управлению тренажером КТ-1, созданной одной из зарубежных фирм". Тогда стороны заключили соглашение о сотрудничестве, согласно которому ПКБМ разрабатывает программное обеспечение и передает его экземпляр (демо-версию) Daewoo Heavy Industries для проверки работоспособности.
ОАО "Пензенское конструкторское бюро моделирования" (до 2005 года - ФГУП ПКБМ) - единственное предприятие в России, специализирующееся на разработке и изготовлении комплексных авиационных тренажеров для экипажей самолетов и вертолетов. Партнерами предприятия являются АК им. Ильюшина, ОАО "Туполев", АНТК им. Антонова, ОКБ им. Яковлева, МВЗ им. М.Л. Миля и фирмы "Камов". ПКБМ входит в пятерку ведущих мировых компаний по производству авиатренажеров. Предприятие выполняет государственный оборонный заказ (100% пакет компании принадлежит государству в лице Агентства по управлению федеральным имуществом). За свою 60-летнюю историю ПКБМ выпустило 2 тыс. тренажеров для всех типов отечественных летательных аппаратов. Тренажеры поставлялись в 40 стран мира. В настоящее время на предприятии работает 500 человек.
По словам генерального директора ОАО "ПКБМ" Александра Бростилова, заключенные соглашения о сотрудничестве не предусматривали передачу прав на программное обеспечение для тренажера КТ-1 в пользу Daewoo Heavy Industries. "Поскольку Daewoo Heavy Industries получило работоспособное программное обеспечение, мы рассчитывали в дальнейшем получить доход от продажи им лицензии на его использование", - заявил господин Бростилов, заметивший, что вместо этого южнокорейская компания пошла по пути контрафактного использования интеллектуальной собственности ПКБМ.
В октябре 1999 года на основании решения правительства Республики Корея был создан холдинг Korea Aerospace Industries, в который вошли авиастроительные подразделения ряда южнокорейских фирм, в том числе и Daewoo Heavy Industries. В 1999-2001 годах Korea Aerospace Industries заключила контракты на поставку 85 самолетов КТ-1 и тренажеров к ним (вместе с ПО) для южнокорейских ВВС на сумму $740 млн, а также 7 самолетов для ВВС Индонезии на сумму $60 млн. По мнению господина Бростилова, при этом было продано и программное обеспечение для тренажеров КТ-1, созданное специалистами ПКБМ.
"По поводу неправомерного использования коммерческими фирмами и ВВС Кореи программного обеспечения, принадлежащего ПКБМ, мы направили письменные обращения в корейские фирмы и работникам посольства Республики Корея в Москве, однако ответа не получили", - говорит адвокат Одинцовской городской коллегии адвокатов Андрей Федотов.
В ноябре 2004 года из-за нежелания Daewoo Heavy Industries и Korea Aerospace Industries разъяснить ситуацию с безлицензионной продажей программного обеспечения для тренажеров КТ-1, ПКБМ было вынуждено обратиться за защитой своих прав на программный продукт в Арбитражный суд города Москвы. "Дело тянется уже почти два года, но представители Daewoo Heavy Industries и Korea Aerospace Industries за это время в суде так ни разу и не появились, никаких возражений и иных документов в дело не подают", - пояснил "Ъ" господин Бростилов. "Ответчики избрали странную позицию для серьезных фирм - делают вид, что ничего не происходит, при этом несанкционированное использование программного обеспечения продолжается", - считает Андрей Федотов. По словам адвоката, исковые требования ПКБМ составляют $ 2 млн, однако сумма реального ущерба, по оценкам специалистов, гораздо выше - около $ 30 млн.
Следующее заседание по иску намечено на 30 мая. Господин Федотов заявил, что если ответчики и дальше не будут являться в суд, иск будет рассматриваться без их участия.
Связаться с московским представительством Daewoo Heavy Industries вчера не удалось....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться