О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Берлинская авиационная выставка оказалась неудачной

О международной выставке ILA-2006 в Берлине рассказывает президент "Внешавиакосмоса", доктор экономических наук А. Лавров

Крупным международным выставкам традиционно принято давать высокие оценки. Но есть люди, полагающие, что даже на обкатанных десятилетиями аэрокосмических шоу могут быть весьма серьезные прорехи, причем с далеко идущими последствиями. Нашлась ложка дегтя и для ILA-2006 в Берлине. И это не злопыхательство, а вполне взвешенная и аргументированная оценка человека, давно занимающегося выставочной работой. В активе берлинского собеседника военного обозревателя "Времени новостей" Николая Пороскова - президента "Внешавиакосмоса" доктора экономических наук Алексея Лаврова - успешная организация российской экспозиции на Ганноверской выставке высоких технологий.

- Алексей Семенович, что такое все же статус "страны-партнера", которой Россия была названа на ILA-2006?

- Тут есть некая двусмысленность. Да, было предложение германской стороны, Владимир Путин в Томске во время встречи с канцлером Ангелой Меркель подтвердил: Россия на ILA-2006 будет участвовать в качестве страны-партнера. И все. Какие бы то ни было распорядительные документы на свет не появились. Перед Ганноверской ярмаркой прошлого года, когда наша страна имела такой же статус, вышло специальное распоряжение правительства о создании большой национальной экспозиции, был определен ее организатор. В Берлине единого организатора не было. Можно было бы назвать исполнителем этой роли "Роспром". Однако он отвечает на выставке за показ продукции военного назначения, которая здесь играет второстепенную роль. Главенствует транспортная и коммерческая авиация.

Двусмысленность нынешней ситуации была заложена отсутствием нормальной организации, в первую очередь с германской стороны. Я имею в виду Messe Berlin как организатора. С этой компанией в августе прошлого года во время аэрокосмического салона МАКС Россия подписала меморандум, который обязывал провести все технические мероприятия, связанные с участием России как страны-партнера. Но выработать рамочные условия с Messe Berlin по ганноверскому принципу не получилось. В Ганновере был создан оргкомитет. Россия в лице Минпромэнерго арендовала выставочную площадь сразу для всех участников. Здесь же каждый российский экспонент самостоятельно работал с Messe Berlin. В результате четкой концепции представления российской продукции на ILA-2006 не было. По всем этим причинам звание страны-партнера девальвировано.

- И чем это обернулось?

- Вот вся пресса, в том числе и российская, писала здесь об аэробусе А380 как о главном экспонате. Однако никто не вспомнил, что вся шассийная группа к этому самолету делается в России. В Ганновере эту продукцию представлял изготовитель шасси ВСНПО "Ависма", которого в Берлине, увы, не было. (Кстати, в Еанновере Владимир Путин рассказал канцлеру об "Ависме", чем его и удивил.) Не было в Берлине и экспозиции новых российских материалов для авиации. Хотя в этой сфере Россия может уверенно предложить свои технологии и наработки.

Впервые в истории ILA отсутствовал отдельный стенд Центрального аэрогидродинамического института, знаменитого ЦАГИ. Не была представлена российская кооперация и как реальный субконтрактник. И хотя площадь российской экспозиции 1500 кв. метров самая большая за всю историю ILA, ожидания участников не оправдались. Мне известно о стремлении Союза авиационно-космической промышленности Германии организовать по аналогии с Ганноверской ярмаркой авиационный форум, но не получилось. К тому же своего павильона у России в Берлине, по сути, не было - был российско-узбекский. Это видно и по двум флагам на входе.

- Однако главный критерий - коммерческие результаты выставки... <.i>

- Результат Ганноверской выставки, по оценке ее участников, - более ста заключенных контрактов и более полутора тысяч новых контактов. Здесь, хотя пока и нет окончательной информации, думаю, ничего подобного не произойдет.

- Как вы думаете, почему на ILA-2006 не приехала канцлер Ангела Меркель?

- Мне неизвестны глубинные причины, но доподлинно известно, что в это время она находилась в Берлине. Но вот в марте этого года она специально ездила в Ганновер, чтобы открыть выставку высоких компьютерных технологий. В апреле там же открывала ярмарку. Однако, находясь в Берлине, на ILA не приехала. Это в какой-то степени свидетельствует о политической оценке берлинской выставки германским руководством. Да и приехавший на ILA министр экономики Германии г-н Глосс в силу нехватки времени не смог принять участие в традиционном торжественном открытии выставки. В итоге открытия как такового не было вообще - впервые на моей памяти.

- Что говорит сравнительная статистика нынешней и других подобных выставок?

- В 2004 году ILA посетили 210 тыс. человек. На последнем МАКСе было 512 тыс. человек, в Ле-Бурже - 490 тыс. Начиная с 1992 года уровень ILA существенно падает, все меньше на ней "живой", летающей авиатехники. Интерес к Messe Berlin падает. С другой стороны, здесь впервые был провозглашен международный проект "ILA - космический мир". Но здесь участвовали помимо российского лишь четыре космических агентства - европейское, германское, казахстанское и украинское. Поэтому говорить о серьезном международном форуме нельзя.

Конкуренция в сфере авиации очень острая. Организаторы популярнейшей выставки в Фарнборо, которая пройдет в июле этого года, решили впервые провести еще одну выставку - в мае в Шанхае с точно такой же тематикой и направленностью, как ILA, и практически в те же сроки. Участвовали в ней американцы, англичане, китайцы и многие другие, которые, естественно, не успели перевести экспонаты в Берлин. Собственно, и не собирались этого делать. Организаторы Messe Berlin этого не учли, поэтому участников здесь меньше, полнокровной деловой программы не получилось.

- То есть, по-вашему, перспективы у Берлинской выставки не очень хорошие?

- Скорее всего выставка проходит в последний раз, поскольку аэропорт Шенефельд закрывается на реконструкцию. Выставке надо будет искать новое место. Может быть, с нового места начнется и новая жизнь. Союзу авиационно-космической промышленности Германии надо бы задуматься, справляется ли Messe Berlin с поставленной задачей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка