Московский комсомолец
25 мая 2006, 10:02
Тайна пахнет керосином
Тайна гибели аэробуса A320 "Армавиа" как никогда близка к разгадке. В кругах, близких к следствию, уверенно заговорили о версии нехватки топлива
Второй самописец находился на расстоянии 16 м от первого, речевого "черного ящика". Он намного глубже ушел в ил, из-за чего сигнал маячка был слабее. Глубоководные аппараты трудились несколько часов, прежде чем метровый слой удалось откачать и добраться до самописца.
Как уже писал "МК", второй - параметрический - самописец записывает информацию о работе бортовых систем, приборов и агрегатов лайнера. После его расшифровки, может, как раз и станет ясно, могла ли стать причиной крушения лайнера нехватка горючего. Именно об этой версии сегодня говорят как о наиболее вероятной, хотя после гибели самолета представители авиакомпании ее отвергли.
И все же в пользу версии, что самолету не хватило топлива, есть подтверждение. "По предварительным данным, последний этап полета самолет A320 совершал с минимальным остатком топлива на борту. Во время маневрирования перед заходом на посадку уровень топлива еще больше снизился", - заявил источник "МК", близкий к расследованию. По его словам, из-за того, что топлива было крайне мало, а самолет перед посадкой летел с большим углом атаки, в топливопроводе могла образоваться воздушная пробка, перекрывшая подачу горючего к двигателям.
"Подобные ситуации не раз имели место на самолетах различного типа", - заявил источник.
Специалисты знают, что ситуация с горючим в Армении очень напряженная. Авиационный керосин заправляют, что называется, тютелька в тютельку. Так было и в случае с A320. К тому же ни для кого не секрет, что в странах, находящихся в условиях экономического голода, горючее экономят и неофициальным способом - попросту сливая керосин из уже готового к полету самолета. Так сказать, "изыскивают излишки".
Конечно, пилоты к махинациям с топливом не причастны, этим занимаются аэродромные службы, и - наверняка - с попустительства или по приказу начальства.
Как пояснили "МК" действующие летчики, самолет при заправке получает аварийный запас топлива, которого должно хватить на 30 минут полета сверх нормы. Помимо этого существует еще и АНЗ - аэронавигационный запас, "остатки", - еще на час, для того чтобы борт в случае чего мог долететь до запасного аэродрома. За наличие АНЗ несет ответственность аэропорт, отправляющий рейс. Если этого запаса не было на разбившемся самолете - это серьезнейшее нарушение международных правил полетов.
А запаса этого скорее всего и не было, и летчики отлично об этом знали, но не они устанавливали правила игры.
A320 - машина, напичканная электроникой. В случае, если количество топлива приближается к черте аварийного запаса, срабатывает звуковая и визуальная сигнализации. К тому же у авиадиспетчеров, запрашивающих борт, автоматически на экран выводятся номер самолета и информация о количестве топлива. Так было и в случае с A320: известно, что грузинский диспетчер интересовался у летчиков злополучного рейса насчет количества топлива, на что те ответили: "Дотянем".
При посадке в Сочи и наши диспетчеры, скорее всего, видели, что у самолета кончается топливо, именно поэтому и приняли решение сажать его, несмотря на погоду: до другого аэродрома аэробус бы точно не дотянул. Но при посадке в Адлере понадобился заход на второй круг. И самолету, как говорят в авиации, "не хватило ведра".
И последнее. На морской поверхности не было керосинового пятна. Если бы A320 имел и аварийный запас топлива, и АНЗ (как и положено), несколько тонн топлива, разлившиеся по воде, не остались бы незамеченными.
Авиакатастрофы в результате нехватки топлива
30 октября 1992 г. - при заходе на посадку в аэропорту Читы разбился самолет Ан-8. Погибли 13 человек. Наиболее вероятной причиной гибели самолета считается нехватка топлива (не хватило всего около 50 литров).
6 августа 2005 г. - у побережья Сицилии разбился тунисский самолет ATR-72. Погибли 16 человек из 39. Причиной катастрофы стала нехватка топлива из-за того, что на ATR-72 был установлен топливный датчик, предназначенный для другого самолета....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Авиакомпания "Волга-Днепр" выполнила три чартерных рейса с высокотехнологичным медицинским оборудованием
Декабрь 23, 2024
Стендап на высоте 7600 метров: бортпроводник QAZAQ AIR выступил перед пассажирами
Декабрь 23, 2024
Путин призвал привести в порядок инфраструктуру вокруг новых аэропортов