О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэрофлот: кинологи на службе безопасности

Исполнилось пять лет кинологической службе Аэрофлота. Рассказывает замначальника Службы авиационной безопасности Аэрофлота А. Зарипов

18 мая исполнилось пять лет кинологической службе Аэрофлота. Наш корреспондент встретился с заместителем начальника Службы авиационной безопасности (САБ) Аэрофлота Азатом Зариповым.

Встреча случилась в посольстве Франции, где проходил франко-российский семинар "Управление антитеррористической деятельностью - вопросы авиационной безопасности". Азат Гумерович делал на семинаре доклад, о котором он предпочел не распространяться, дескать, это пока интересно только для специалистов. А журналистов устроители семинара позвали, чтобы в один из перерывов провести короткую пресс-конференцию.

Зам. начальника САБ рассказал об истоках кинологической службы:

- В октябре 2004 года вышел совместный приказ министров МВД и транспорта о создании кинологической службы в аэропортах. Естественно, ожидать скорого выполнения приказа по стране не приходится. Работа сложная, кропотливая. Проводится отбор личного состава, животных, разработка методики подготовки служебных собак - а она отличается от традиционных методик, приходится учитывать особенности такого поля работы, как гражданская авиация.

В Аэрофлоте над этой проблемой задумались еще в 2000 году. Исследования, проведенные САБ Аэрофлота, показали все возрастающую экспансию терроризма, в том числе и с применением смертников. В
2000 году массового терроризма смертников еще не было, а в Россию они еще не пришли. Как ответ на эту угрозу 18 мая

2001 года вышел приказ генерального директора Аэрофлота N 184 о создании кинологического подразделения. К сожалению, наши прогнозы оправдались...

- Получается, что создание кинологического подразделения в Аэрофлоте инициировало спустя несколько лет совместный приказ двух министров?

- Выходит, что так. Хотя это общая тенденция, просто мы увидели угрозу намного раньше. Технические средства, которые тогда существовали и которые сегодня есть, пока не способны соперничать с таким уникальным аппаратом, как собачий нос, как по вероятности обнаружения взрывчатых веществ (и наркотиков), так и по мобильности применения и проникновению в труднодоступные места. Кроме того, практика подтвердила, что кинологи с собаками служат мощным отпугивающим от террористов-подрывников средством. Выход приказа двух министров по созданию в аэропортах кинологических подразделений подтвердил нашу правоту. Наши собаки используются не только на рейсах Аэрофлота, а они составляют примерно 50% от всех рейсов в "Шереметьево", но и в целом в аэропорту. Сегодня во многих аэропортах России ведется работа по организации таких подразделений.

- Что же конкретно дает кинологическое подразделение Аэрофлоту?

- Собаки являются дополнительной мерой к общепринятой системе безопасности. Она не исключает ни проверку металлодетекторами, ни интроскопами, ни другими средствами, которые имеются в аэропорту.

Но четвероногие определяют наличие взрывчатых веществ по прямым признакам. Есть такие понятия: прямые и косвенные признаки. Косвенные - это оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества... Прямые же признаки (а это в данном случае пары взрывчатых веществ) всегда наиболее точные и надежные.

Другим собачьим преимуществом является мобильность. Собаки мобильнее любого прибора. Они могут применяться на борту воздушного судна, в пассажирских терминалах, публичных зонах, в технологических зонах комплектования багажа, грузов... Собаки обеспечивают нам практически непрерывный цикл работы. У нас в "штате" 40 собак.

- Почему так много?

- Чтобы обеспечить непрерывный цикл. Есть обстоятельства, которые ограничивают длительность собачьей смены, а она составляет 30 минут. Это посторонние запахи: загазованность аэропортов, горюче-смазочные материалы, производственные шумы, большое скопление народа... Поэтому у нас есть возможность постоянно менять собак - до того момента, когда начинают проявляться признаки усталости.

Но мы пошли еще дальше. Аэропорт работает циклично. Бывает, что за час уходят с десяток рейсов. Иметь столько групп физически невозможно. И мы задались вопросом: почему бы нам не принести пробы воздуха, взятые из салона самолета в лабораторию, где в свободной от отвлекающих факторов обстановке собаки проведут свою собачью экспертизу. Мы имеем возможность забирать пробы воздуха несколькими приборами в разных самолетах, и тем самым обеспечивается непрерывность контроля.

- Но вы берете пробы воздуха, уже распределенного в салоне, а максимальная концентрация паров, естественно, находится вблизи взрывчатки?

- Как раз в этом заключается наше ноу-хау. Этот прибор создан совместно САБ и одной профильной авторитетной организацией. Он позволяет аккумулировать газообразные компоненты взрывчатых веществ до уровня, достаточного для их надежного обнаружения собаками. И вот что любопытно. Даже в таком концентрированном виде газоанализаторы, применяемые в аэропортах, не способны обнаружить взрывчатку, а собаки могут.

Из досье "Трибуны"

В аэропортах США, Великобритании, Канады, Франции, Германии и других странах используются четвероногие сыскари(в основном лабрадоры, спаниели, немецкие овчарки), но собак такой уникальной породы, какие несут службу в Аэрофлоте, нет ни у кого в мире. В нашей стране для криминалистической одорологии в 80-х годах в МВД СССР были выведены и применялись шакало-псовые гибриды на основе арктической оленегоннойлайки и субтропического шакала. Эти животные обладают острейшим обонянием, а природные условия, в которых они существуют - Арктика и знойные пустыни, -наделили новую породу широким диапазоном "рабочих" температур. Другими словами, собака способна почуять "добычу" и в жару, и в мороз. Кроме того, они выносливы и прекрасно обучаемы.

"Порода выводилась в нашей стране в течение 25-30 лет, - рассказал заместитель начальника службы авиационной безопасности Аэрофлота Азат Зарипов. - Компания создала специальный питомник, в котором собран весь российский генофонд этой уникальной породы". Как и многие уникальные разработки, эта тема осталась бы бесхозной, если бы не служба безопасности Аэрофлота, которая определила, что лучших кандидатов, чем шакало-псовый гибрид, для кинологического подразделения авиакомпании в природе пока нет. Они найдут любой вид взрывчатки, в том числе и пластичную.

Живут четвероногие сыщики в вольерах на улице в аэропорту "Шереметьево". Собакам не страшны ни мороз, ни жара. На работу ездят по 3-4 особи в одной клетке. Меняются через 20-30 минут работы. Собаки обнюхивают уже зарегистрированный багаж и грузы перед загрузкой на борт самолета, а также осуществляют одорологический контроль персонала, имеющего доступ в самолет. Псины, их называют иногда шалайками, незаменимы для поиска в труднодоступных местах и технологических нишах. Зачастую проверить эти места обычными способами невозможно из-за временного фактора. Вероятность обнаружения проводником с собакой взрывчатки (естественно, и наркотиков) свыше 95%. Но работать с этими уникальными собаками могут только кинологи Аэрофлота. Слишком это тонкое дело.

В позапрошлом году руководство всемирно известной школы служебного собаководства "К-9" в Калифорнии обратились в "Аэрофлот" с просьбой поделиться методикой работы с шалайками и продать некоторое их количество. Но служба авиационной безопасности компании посчитала, что в тот момент нельзя было ослаблять это направление. Животные работали с предельной нагрузкой.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Трибуна». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка