Ведомости
1 июня 2006, 10:35
Летите в НАТО сами
Россия выходит из совместного с Украиной проекта среднего транспортного самолета Ан-70. Вместо кооперации с будущим кандидатом в члены НАТО Минобороны предпочитает создавать новый военно-транспортный самолет с Индией
Средний военно-транспортный самолет Ан-70 разрабатывается киевским АНТК имени Антонова на замену самолету Ан-12 с 1984 г., за все время программы расходы на нее превысили $5 млрд, из которых 60% пришлось на долю России. Сейчас испытывается второй опытный экземпляр грузоподъемностью до 35 т, первый разбился в 1995 г. Программа регулируется межправительственным соглашением 1999 г., Россия прекратила выделять средства еще в 2002 г.
В Баку на совещании министров обороны СНГ министр обороны Украины Анатолий Гриценко заявил, что Россия скоро выйдет из проекта Ан-70, аннулировав межправительственное соглашение. Сергей Иванов подтвердил слова украинского коллеги, сообщив, что такое официальное заявление скоро последует. "Этот проект ведется по техническому заданию, составленному в 1984 г., и конца ему не видно", - цитирует Иванова "Интерфакс". Источник в Минобороны сообщил, что в государственной программе вооружений до 2015 г., которую в пятницу рассмотрит военно-промышленная комиссия, Ан-70 уже нет. Источник в ВВС напомнил "Ведомостям", что главком ВВС Владимир Михайлов давно говорил о ненужности самолета, ссылаясь на ненадежность его двигателей и слишком большой вес. От Ан-70 военные СССР требовали возможности использовать укороченные грунтовые взлетные полосы в условиях, когда бетонные полосы уничтожены в ходе большой войны, а сейчас такие качества не требуются, уточняет источник.
Эксперт киевского Центра исследования армии, конверсии и разоружения Андрей Фещенко считает, что политические соображения в виде дрейфа Украины в НАТО являются важнейшей причиной выхода правительства России из проекта, но российские предприятия, участвующие в разработке Ан-70, продолжат работу на коммерческой основе: он будет им выгоден в случае начала продаж самолета. А по мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, желание Украины вступить в НАТО было лишь поводом. Реальной причиной является неконкурентоспособность Украины как партнера в сравнении с Индией, которая готова оплатить часть разработки совместно с Россией среднего военно-транспортного самолета MTA и закупить эти машины для своих ВВС, отмечает эксперт.
Партнером Индии по программе MTA является корпорация "Иркут". "МТА изначально находился в другой нише и с Ан-70 не конкурировал, и самолет уже включен в госпрограмму вооружений, а в ближайшие полгода с Индией будет подписано межправительственное соглашение о разработке самолета. Таким образом, у MTA уже два заказчика, и мы видим его рынок до 2020 г. в объеме свыше 200 самолетов", - говорит президент "Иркута" Олег Демченко.
Ан-70 не единственный российско-украинский военный проект, который Россия сворачивает, ссылаясь на движение Украины в НАТО, напоминает научный редактор журнала "Экспорт вооружений" Михаил Барабанов. В России осваивается производство вертолетных двигателей, которые должны заменить украинские моторы, разработаны или разрабатываются двигатели для замены украинских аналогов в крылатых ракетах и на кораблях, напоминает Барабанов. Хуже всего при этом приходится директорам украинской оборонки, которых "оранжевое" руководство Украины считает "пятой колонной" Москвы, а российские политики - агентами НАТО, констатирует эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 22, 2025
Группа "Аэрофлот" подвела итоги перевозок через Сочи за 2024 год
Январь 21, 2025
Адаптация и устойчивость: как улучшить процессы наземного обслуживания рейсов
Январь 23, 2025
Казахстан не готов восстанавливать на Байконуре аэродром, принадлежащий России
Январь 23, 2025
Килограммовые золотые цепи на 19 млн рублей обнаружили таможенники на шее двух пассажирок в аэропорту Грозного