Время новостей
10 июля 2006, 14:11
Профессиональное суеверие
Вкатастрофе аэробуса А310 компании "Сибирь" в Иркутске сошлось сразу несколько обстоятельств, которые профессионально суеверные авиаторы теперь наверняка сочтут дурными предзнаменованиями
А310 оказался не очень счастливым для российской авиации. Из трех аварий широкофюзеляжных пассажирских самолетов, произошедших в нашей стране с момента распада СССР, две случились именно с А310.
Аэропорт Иркутска имеет взлетно-посадочную полосу (ВПП) длиной 3165 метров, и по этому показателю относится, согласно принятой в России классификации, к категории "Б". Аэродромы высшей категории "А" имеют полосы свыше 3300 м. Например, в московских аэропортах Шереметьево и Домодедово ВПП длиннее иркутской на полкилометра, 3550-3800 метров.
Надо, однако, отметить, что для приема самолетов типа A310 Иркутск сертифицирован без ограничений (с 1 сентября 2005 года). С ограничениями по взлетной массе аэропорту разрешено принимать Ил-62М, а по особым разрешениям он обслуживал и более тяжелые пассажирские самолеты: Boeing 747, Ил-96, Ил-86. Таким образом, объяснить катастрофу недостаточной длиной взлетно-посадочной полосы нельзя.
С точки зрения обеспеченности светосигнальным и навигационным оборудованием аэропорт Иркутска относится к I (низшей) категории по классификации ICAO. Это означает, что он может обеспечивать посадку самолета при видимости не менее 60 м по вертикали и 800 м по горизонтали. Категория I присвоена этому аэропорту недавно (в июле 2004 года). До этого он был вообще "внекатегорийным".
Основной проблемой аэропорта Иркутск является его близость к центру города. Он фактически окружен городской застройкой. Еще в начале 90-х годов возникла идея перенести городской аэропорт Иркутска на территорию соседнего Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Была выбрана площадка под строительство, однако дальше этого дело не пошло. Вопрос о создании нового аэропорта вновь приобрел актуальность и даже в некотором смысле политическое значение в апреле этого года, в ходе кампании по административному объединению Иркутской области и Бурятского автономного округа.
Последний инцидент с выкаткой севшего самолета за пределы полосы произошел в Иркутске зимой 2004 года. Тогда Ан-24 относительно безвредно для себя застрял в окружавших взлетно-посадочную полосу сугробах. В столичном аэропорту Домодедово сходный случай 29 марта 2006 года привел к более серьезным последствиям. Ил-62 ливийской национальной авиакомпании, прилетевший на плановое техобслуживание Россию, вылетел за пределы полосы на 400 м и получил значительные повреждения. Экипаж из шести человек (все - граждане России) не пострадал.
В послужном списке авиакомпании "Сибирь" до сих пор числись две воздушные трагедии. Обстоятельства их таковы, что в обоих случаях вины авиакомпании, очевидно, нет.
4 октября 2001 года лайнер Ту-154 этой компании, направлявшийся из Тель-Авива в Новосибирск, был сбит над Черным морем шальной ракетой, запущенной в ходе маневров украинской армии. Погибли 77 человек.
24 августа 2004 года другой Ту-154 "Сибири" был подорван недалеко от Ростова-на-Дону чеченской террористкой-смертницей. Погибли 46 пассажиров и членов экипажа.
Так получилось, что самолеты модели А310-300, причем из одной и той же партии, ответственны за большую часть катастроф с широкофюзеляжными воздушными судами в новейшей истории России. Выпущенные в 1985-1987 годах, эти самолеты до прилета в Россию успели поработать в американской компании Pan American до ее банкротства в 1991 году. В 1992 году через лизинговое подразделение концерна Airbus их взял в аренду "Аэрофлот". 23 марта 1994 года один из этих А310 упал в безлюдном уголке Западной Сибири в районе Междуреченска. В ходе разбирательства причин катастрофы мнения "Аэрофлота" и Airbus по поводу того, кто виноват, кардинально разошлись. Авиастроители указывали, что пилот, пустивший к штурвалу своего сына-подростка, нарушил инструкцию. Российская сторона считала, что основная причина - отключение автопилота, то есть конструктивный дефект.
Как бы то ни было, "Аэрофлот" продолжил эксплуатацию А310. Их число в парке компании достигло максимума (11 штук) в 1998-1999 годах. В 2004 году "Аэрофлот" решил перейти на другие типы судов, а А310 вернуть лизингодателю. Две из этих машин достались в том же году "Сибири". Одна из них разбилась вчера в Иркутске.
Кроме этих двух случаев в постсоветской России разбился только один широкофюзеляжный самолет - Ил-86 авиакомпании "Пулково" под Москвой 28 июля 2002 года.
Авиакатастрофы в Иркутске
1971 год. При посадке в аэропорту самолет приземлился перед полосой после слишком быстрого снижения. От самолета отделилось левое крыло, и он загорелся. Из 126 человек погибли 97.
1976 год. Самолет Ту-104, рейс Иркутск - Ленинград, продержавшись в воздухе всего 4 сек., рухнул на взлетную полосу со скоростью 350 км/час. Погиб весь экипаж, кроме одной стюардессы, точное число жертв неизвестно.
1994 год. При взлете, выполняя рейс Иркутск - Москва, разбился Ту-154 компании "Байкал-авиа". Погибли 124 человека.
1997 год. При взлете потерпел катастрофу транспортный Ан-124 "Руслан" с истребителями Су-27, направлявшийся во Вьетнам. Он упал на жилые дома в районе Иркутска-2. Погибли 70 человек, 373 были ранены.
1999 год. Через несколько секунд после взлета потерпел катастрофу грузовой самолет Ил-76 авиакомпании "Эльф-Эйр". Самолет выполнял чартерный рейс из Китая в Москву с промежуточной посадкой в Иркутске. Пять членов экипажа спаслись сами, двоих пришлось вырезать из покореженного металла.
2001 год. На подлете к Иркутску, готовясь к посадке, разбился Ту-154, принадлежавший компании "Владивосток Авиа". Погибли 145 человек.
В последнее время инциденты в Иркутском аэропорту также не были редкостью. К счастью, все они до вчерашнего дня обходились без человеческих жертв. В конце апреля этого года там экстренно сел Ан-24, разгерметизировавшийся после взлета. 2 мая то же самое вынужден был проделать Як-42 компании "КрасЭйр", направлявшийся из Иркутска в Красноярск. У него при взлете отказали два мотора из трех. 4 июня, также из-за неполадок, возникших во время взлета, совершил вынужденную посадку самолет Ту-154 авиакомпании "Уральские авиалинии"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали