Газета
10 июля 2006, 14:17
Полоса смерти
В аэропорту Иркутска во время посадки потерпел крушение лайнер A310, совершавший рейс из московского аэропорта Домодедово. Найдены тела 122 человек
Аэробус A310 вылетел рейсом № 778 по маршруту Москва - Иркутск в субботу в 21.15 из Домодедово. Предполетную регистрацию прошли восемь членов экипажа и 193 пассажира (всего в самолете 250 посадочных мест). Позже выяснилось, что на борту были еще трое пассажиров, не внесенных в полетный список. По заверениям служб Домодедово, все находившиеся на борту люди и багаж прошли полную процедуру досмотра.
В 07.44 по иркутскому времени (в 02.44 - по московскому), запросив у диспетчеров разрешение, экипаж пошел на посадку. Однако затормозить на взлетно-посадочной полосе лайнеру не удалось: на глазах у служащих аэропорта A310 подпрыгнул на взлетно-посадочной полосе, выехал за ее пределы, пробил огораживающий аэродром забор и врезался в частные гаражи. После этого лайнер, в баках которого оставалось около тонны топлива, загорелся.
"Мы стали садиться, сели нормально, все было гладко, - рассказала одна из чудом уцелевших пассажиров, жительница Иркутска Маргарита Светлова. - После того как стали останавливаться, вновь начали разгоняться. Я думаю: взлетаем. Но потом полоса закончилась, нас стало трясти. Мы крылом зацепились и врезались в забор. Начался пожар, люди стали кричать. Я видела, как люди горели. На минуту сознание потеряла. Потом отстегнула ремень и побежала. Выскочила одна из самых первых. Какой-то мужчина подбежал, открыл дверь. Сам выпрыгнул, и три человека выпрыгнули. Трап не надулся. Я тоже выпрыгнула, мне повезло, ударилась ногой немного".
При крушении от самолета осталась целой, по сути, только хвостовая часть - именно оттуда и выбирались большинство спасшихся людей. Приехавшие пожарные и спасатели (всего вместе с врачами и сотрудниками милиции было задействовано около 600 человек) сумели погасить разбушевавшееся пламя лишь через три часа. Уцелевших пассажиров эвакуировали через хвостовые люки. 11 человек самостоятельно выбрались из разрушенного самолета.
По последним данным пока найдены тела 122 погибших (более ста уже опознаны), 70 получили ранения. Из экипажа спаслись только три бортпроводницы. Среди жертв катастрофы, по всей видимости, - начальник иркутского УФСБ генерал-майор Сергей Коряков (в управлении подтвердили, что он летел этим рейсом), замглавы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Наталья Суборова и дочь знаменитого писателя Валентина Распутина Мария. Правда, тело девушки пока не найдено (поисковые работы продолжались и в ночь на понедельник), но и в больницы Мария Распутина не поступала.
Спасено шестеро из 14 летевших этим рейсом детей в возрасте до 12 лет. Из 12 находившихся на борту иностранцев - граждан Германии, Китая, Польши, Азербайджана и Белоруссии - в живых по предварительным данным остались семеро. При этом в больницу попали не все уцелевшие - по словам первого заместителя главы администрации области Юрия Параничева, 12 жителей Иркутска от помощи врачей отказались и разъехались по домам.
Владимир Путин объявил понедельник, 10 июля, днем траура по жертвам катастрофы. Правительству поручено оказать помощь семьям погибших. Со своей стороны компания "Сибирь" сообщила, что ее ответственность перед пассажирами и третьими лицами застрахована с лимитом 300 миллионов долларов, а обязательное страхование пассажиров в соответствии с указом президента России составляет 12 000 рублей на человека.
По факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение эксплуатации воздушного судна, повлекшее смерть). Пока в Генпрокуратуре России ограничиваются сообщением, что "рассматриваются все версии катастрофы аэробуса, но одна из основных - неисправность в самолете". В качестве возможных поломок называют проблемы с тормозной системой или лопнувшее шасси.
Последнее предположение косвенно подтвердил и заместитель главы администрации области Юрий Параничев, сообщивший, что, по свидетельству очевидцев, в момент приземления раздались громкие хлопки.
"Лайнер А310-300 эксплуатируется на основе лизинга с лета 2004 года, - говорится в сообщении авиакомпании, опубликованном на сайте www.bort778.info, который открыт специально для информационного обеспечения в связи с катастрофой. -
Последнюю тяжелую форму технического обслуживания C-Check (раз в 15 календарных месяцев) самолет закончил 12 июля 2005 года на базе компании Lufthansa Technik во Франкфурте-на-Майне (Германия). До следующей оставался ресурс в 88 дней. Последнюю форму A-Check (после каждых 450 часов налета) самолет прошел 1 июня 2006 года. С тех пор самолет налетал 365 часов, проведение очередного A-Check планировалось на середину июля. Последнюю недельную форму техобслуживания самолет прошел 6 июля. Накануне вылета в Иркутск специалистами "С7 Инжиниринг" была проведена дневная форма техобслуживания и предполетная подготовка самолета. Согласно технической и летной документации самолет был исправен и годен к вылету".
Следствие не сбрасывает со счетов и так называемый человеческий фактор. Дело в том, что иркутский аэропорт считается одним из самых непростых для взлета и посадки. Во-первых, он находится непосредственно в черте города и окружен жилыми зданиями. Это очень затрудняет маневры самолетов и почти гарантирует при ЧП большое количество жертв. Так, за последние 10 лет в аэропорту зафиксировано 5 серьезных инцидентов. Достаточно вспомнить крушение разбившегося при взлете в октябре 1994 года Ту-154. Тогда погибли 124 человека. В декабре 1997 года Ан-124 при взлете рухнул прямо на жилые дома. Погибли 70 человек.
Кроме того, в иркутском аэропорту одна из самых неудобных взлетно-посадочных полос. Она достаточно длинна (3165 метров), но целиком развернута в сторону города и расположенных сразу за Иркутском предгорий. Построить более безопасное ответвление в направлении Байкала предполагалось в 2004 году, однако работы по разным причинам так и не начались. Между тем, по нынешней ВПП в условиях плохой видимости производить посадку крупных самолетов очень рискованно, а A310 садился при сильной облачности и дожде.
Возможно, поэтому даже опытный экипаж (у командира Сергея Шибанова налет составлял более 10 тысяч часов, у второго пилота Владимира Черных - чуть менее 10 тысяч) не справился с задачей.
Бортовые самописцы на месте происшествия уже обнаружены. Они в хорошем состоянии, поэтому экспертиза не должна затянуться....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали