Российская газета
10 июля 2006, 14:23
Рейс № 778 окончен трагически
В аэропорту Иркутска произошла авиакатастрофа. После приземления самолет A310 авиакомпании S7 съехал со ВПП правым бортом пробил бетонное ограждение, взорвался и загорелся, врезавшись в частные гаражи
На момент подписания номера пресс-служба иркутской областной администрации сообщила о 125 погибших, еще два пассажира A310 скончались в больнице.
Ежедневный московский рейс прибыл в Иркутск, согласно расписанию, в 7.45 утра, начал приземляться. Однако когда шасси коснулись земли, самолет почему-то не затормозил, а продолжал мчаться по полосе, не снижая скорости. И в какой-то момент то ли из-за того, что он столкнулся с каким-то препятствием, то ли повредилось шасси, его затрясло, развернуло и на большой скорости протащило правым бортом по гаражам.
- Мы стали садиться, все шло вроде бы нормально, - рассказала "РГ" пассажирка A310 Маргарита Светлова. - Но потом вдруг полоса закончилась, нас стало трясти. Самолет крылом зацепился за какие-то постройки и врезался в забор. Тут же вспыхнул пожар. Все произошло мгновенно, никто не успел опомниться.
- Я видел, как люди горели заживо, - признался Александр, одним из первых сумевший покинуть самолет. - Многие были без сознания. Я отстегнул ремень безопасности, побежал по салону, открыл какую-то дверь и выпрыгнул, за мной еще три человека...
Встречающие московский рейс увидели, как через пару минут после посадки со взлетной полосы вдруг повалил черный дым. А затем в здание порта начали вбегать обожженные люди в разорванной одежде, некоторые несли на руках раненых. Как позже выяснилось, 11 человек смогли покинуть горящий самолет через эвакуационный люк и дыру, которая появилась в фюзеляже после столкновения A310 с гаражами. Люди были в шоке, потому спешили отбежать подальше от места катастрофы, несмотря на травмы.
- Они бежали прямо по нашей улице, причем некоторые босиком, - рассказывает жительница ближайшего к аэропорту дома Елена Горбунова. - Я сбегала в дом, тапочки принесла, возьмите, говорю. Только они, по-моему, сами себя не помнили, глаза такие безумные...
На место катастрофы прибыли пожарные и спасатели. Однако потушить пламя им удалось лишь через два часа. По словам медиков, большинство пострадавших с переломами и сотрясениями мозга. Состояние - тяжелое и очень тяжелое.
- Кроме того, у многих отравление угарным газом, ожоги верхних дыхательных путей, симптомы интоксикации, - сообщил "РГ" дежурный иркутской "скорой помощи".
По данным "РГ", на борту московского рейса находились 193 пассажира, 8 членов экипажа и трое неучтенных граждан. С тем, как они появились в самолете, еще предстоит разобраться.
На момент подписания номера в больницах Иркутска находились 57 пострадавших взрослых и детей.
Вчера появилось несколько версий причин катастрофы. Среди них - отказ тормозной системы, лопнувшее шасси, неправильно рассчитанный тормозной путь, низкое качество покрытия взлетно-посадочной полосы, ошибка пилотирования. Основная - "тормозная". Предполагается также, что удачной посадке помешал сильный ливень. По мнению специалистов, машина могла начать "планировать" на мокром покрытии и потому пилотам не удалось удержать ее в пределах полосы. О возможности такого варианта развития событий вчера говорил и министр транспорта РФ Игорь Левитин.
Полную картину произошедшего поможет восстановить расшифровка "черных ящиков", которые уже изъяты с самолета. Кроме того, есть надежда, что в причинах трагедии помогут разобраться трое спасшихся стюардесс.
Представитель администрации Иркутска вчера сообщил, что все расходы по похоронам погибших город возьмет на себя. В авиакомпании "Сибирь" пообещали, если потребуется, оплатить расходы по транспортировке пострадавших в ожоговый центр в Москве, а также взять на себя доставку иногородних родственников для опознания тел погибших.
Для выяснения причин катастрофы в Иркутск вчера прилетел полпред президента России в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин. Расследование катастрофы взял под личный контроль генпрокурор России Юрий Чайка. Начала работу правительственная комиссия. Журналистам сообщили, что расшифровка бортовых самописцев будет производиться в Москве. Сколько на это потребуется времени, пока неизвестно.
10 июля в России объявлено днем траура. Указ об этом подписал вчера президент Владимир Путин.
После аварии A310 аэропорт Иркутска был закрыт. В 9.00 по московскому времени он возобновил работу, но только для вылетающих рейсов. До этого все самолеты, вылетевшие на Иркутск, направлялись в аэропорт города Братска.
На борту самолета находилась 35-летняя дочь российского писателя Валентина Распутина Мария. В списках выживших ее имя не значилось. Отец приехал в аэропорт сразу же после того, как узнал о трагедии. И, словно не веря своим ушам, все пытался выяснить судьбу дочери у сотрудников штаба...
На борту разбившегося лайнера был и начальник УФСБ по Иркутской области генерал-майор Сергей Коряков. Это вчера подтвердили корреспонденту "РГ" в Центре общественных связей ФСБ. Правда, как сказали на Лубянке, на момент подписания номера среди опознанных тел его не было. Но не было и среди выживших. Известно лишь то, что по статусу генерал имел право лететь в салоне первого класса. А пассажиры, летевшие в голове самолета, первыми приняли на себя удар, когда нос машины сложился гармошкой от столкновения с гаражами. В Иркутскую область Сергей Коряков был переведен год назад из Ингушетии, где долгое время работал начальником УФСБ. По отзывам сослуживцев, он не раз рисковал жизнью и был боевым, а не паркетным генералом.
По сообщениям информагентств, на борту самолета находилась и редактор газеты "КП - Байкал" Татьяна Инещина (в списке пассажиров числится под фамилией Шестопалова).
По данным пресс-службы концерна Airbus, производящей аэробусы, самолеты A310 планируется снять с производства в июле будущего года. Основная причина, по словам представителей производителя, в том, что этот первенец европейского авиастроительного концерна уже технически и морально устарел. Сегодня в 39 авиакомпаниях мира эксплуатируется 229 самолетов этого типа.
Информация к размышлению
Аэробус A310 авиакомпании S7 (прежнее название "Сибирь") стал пятым самолетом, разбившимся в небе Иркутска за последние 10 лет.
3 января 1994 года вскоре после взлета у пассажирского Ту-154, выполнявшего рейс 130 Иркутск - Москва, произошли сбои в работе двигателя. Через 12 минут после взлета самолет упал на окраине села Мамоны, протаранив две фермы. Все пассажиры и экипаж погибли. Общее число жертв - 125 человек.
6 декабря 1997 года в результате отказа всех четырех двигателей на жилой квартал Иркутска рухнул грузовой Ан-124 "Руслан". Он разрушил расположенные рядом детский дом N 1 и жилой дом по Гражданской, 45. Погибли 76 человек.
26 июля 1999 года в иркутском аэропорту потерпел катастрофу грузовой Ил-76 авиакомпании "Эльф-Эйр", выполнявший чартерный рейс из Китая в Москву. Не набрав необходимую высоту, машина весом 170 тонн снесла радиомаяк, прожекторы, будку метеослужбы аэропорта и, пробороздив около 500 метров земли, остановилась. Экипаж удалось спасти. Самолет сгорел. 3 июля 2001 года под Иркутском разбился пассажирский Ту-154 авиакомпании "ВладивостокАвиа", выполнявший рейс Екатеринбург-Иркутск-Владивосток. Авиакатастрофа произошла при заходе на посадку для дозаправки. Все 136 пассажиров и 9 членов экипажа погибли.
Из досье "РГ"
A310-300 - двухдвигательный широкофюзеляжный самолет, рассчитанный на перевозку 220 пассажиров в типовой двухклассной компоновке. Первые самолеты этого типа были введены в эксплуатацию в декабре 1985 года. Потерпевший катастрофу самолет сошел с линии сборки в июне 1987 года. За время эксплуатации выполнил более 10 000 полетов, налетав в общей сложности свыше 52 000 часов. Он был оснащен двигателями PW4152 фирмы Pratt & Whitney.
Как рассказали "РГ" в пресс-службе авиакомпании "Сибирь", потерпевший катастрофу самолет регулярно проходил все этапы технического обслуживания. Так, сложный технический осмотр C-check, который бывает раз в 15 месяцев, самолет прошел 12 июля 2005 года на базе компании Lufthansa Technik во Франкфурте-на-Майне (Германия).
Промежуточный осмотр, положенный после каждых 450 часов налета, самолет прошел 1 июня 2006 года в аэропорту Домодедово. С тех пор борт налетал 365 часов, и проведение очередного осмотра планировалось на середину июля. Последнюю недельную форму техобслуживания Service-check самолет прошел 6 июля в Домодедово на базе "С7 Инжиниринг". Накануне вылета в Иркутск те же специалисты провели дневную экспертизу состояния самолета. Согласно технической и летной документации он был исправен и годен к вылету....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали