О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Губернатор Лисицин реформирует ВПК... так, как скажет правительство

На вчерашнее заседание президиума госсовета президент вынес один из наиболее болезненных для российской экономики вопросов -- реформу военно-промышленного комплекса. Интересно, что прежде чем обсуждать эту проблему, Владимир Путин дождался плановой ротации президиума. В его новом составе не оказалось ни одного регионального лидера, для которого проблемы ВПК являлись бы вопросом первоочередной важности.
На рассмотрении проблем ВПК настаивал член предыдущего состава президиума госсовета губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев. И это понятно: на территории его области расположен один из самых преуспевающих российских оборонных заводов -- Комсомольское-на-Амуре авиапроизводственное объединение (КнААПО), которое производит самолеты Су-27 для Китая. Господин Ишаев уже пятый год успешно противостоит попыткам федерального центра акционировать ключевое для экономики региона предприятие и включить его в состав авиационного военно-промышленного комплекса "Сухой" и таким образом, по сути, сохраняет за собой контроль над финансовыми потоками КнААПО.
Правительство планирует положить конец сепаратизму заводов и в ходе реструктуризации ВПК объединить оборонные предприятия в крупные научно-производственные комплексы. Поддержать правительственные инициативы Кремль поручил губернатору Ярославской области Анатолию Лисицыну. С проблемами ВПК он знаком не слишком хорошо -- в его области действует всего одно крупное оборонное предприятие, "Рыбинские моторы", которое в последние годы в основном занималось производством гражданской продукции. В отличие от Ишаева, Лисицын поддерживает концепцию правительства. Цена этой поддержки уже известна: господин Лисицын рассчитывает, что в будущем именно на "Рыбинских моторах" будет развернуто серийное производство двигателей АЛ-41Ф для отечественного боевого самолета пятого поколения (который пока еще не спроектирован).
Что же должен поддержать губернатор Лисицын? Как сообщил накануне заседания президиума госсовета замминистра промышленности Леонид Сафронов, всего предполагается создать 36 системообразующих научно-производственных комплексов. 12 комплексов будут объединять разработчиков и производителей финальной продукции (самолетов, вертолетов, кораблей, танков и пр.), в 13 комплексов планируется свести производителей систем вооружения и еще в 11 -- поставщиков прочих комплектующих (например, двигателей, электронного оборудования). По расчетам Минпромнауки, на формирование этих комплексов потребуется семь лет. Эта идея не нова. В 1994 году был создан концерн "Антей", объединивший разработчиков и производителей противовоздушных комплексов "Тор-М1" и С-300В. Однако объединил он их лишь формально.
В 1996 году разработчики и производители истребителей МиГ-29 и вертолетов марки "Ка" столь же формально были объединены в ВПК МАПО. Но сейчас корпорация "МиГ" представляет лишь подобие задумывавшегося мощнейшего самолетно-вертолетного холдинга.
В том же 1996 году был создан АВПК "Сухой". Но в реальности создать концерн из производителей самолетов "Су" так и не удалось: его важнейшие составляющие, КнААПО и Иркутское АПО, продолжают жить вполне самостоятельной жизнью и совершенно не нуждаются в надстройке в виде АВПК, причем ИАПО и вовсе не контролируется государством.
Реально существует несколько частных холдингов вроде "Оборонительных систем" (объединяет производителей комплексов С-300П) и "Новых программ и концепций" (где сконцентрированы принадлежащие "Интерросу" акции оборонных предприятий), но как государство сможет вписать их новую корпоративную систему ВПК, совершенно непонятно.
Тем не менее после вчерашнего заседания вице-премьер Клебанов заявил, что программа реформирования ВПК будет представлена им уже к 15 апреля этого года, а рабочей группе губернатора Лисицына "понадобится не более трех месяцев" для ее осмысления. Прогноз весьма оптимистичный, особенно если учесть, что до сих пор не утверждена программа вооружений до 2015 года, которая должна определить, какая оборонная продукция будет нужна стране. А без этого составлять программу реформирования ВПК просто бессмысленно. ...
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка