О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Почему в России падают самолеты

Не успели опознать погибших на иркутском аэродроме, как при посадке в Симферополе сгорел Ту-134 ВМФ. Причины у всех разные, а вопрос один: что происходит? Версий для ответов несколько.

Минувший траурный понедельник выдался очень тяжелым для российской авиации. Не успели опознать погибших на иркутском аэродроме, как при посадке в Симферополе сгорел Ту-134 Военно-Морского Флота России. В тот же день в Иркутске сел Ту-154 с заглохшим в полете двигателем, а несколькими часами раньше A310 Анталья - Москва той же авиакомпании "Сибирь" экстренно сел в Симферополе. Причины у всех разные, а вопрос один: что происходит?! Версий для ответов несколько.

Слова летчика: Если борт разобьется, вину все равно повесят на экипаж

У него 10 тыс. часов налета и 20 лет летного стажа. Василий Ивашевич (фамилия изменена про просьбе пилота-настоящее имя и место работы есть в редакции. - Авт.) сам сажал самолеты в экстремальных условиях, "вылетал" с полосы, пытаясь остановить машину на взлетно-посадочной.

"Комсомолка" спросила его: почему же наши самолеты падают все чаще? Оговоримся, мнение Василия Ивашевича - личное, но принадлежит оно настоящему профессионалу.

Авиапарк: лучше пересаживать наших пилотов на наши же самолеты

- Сегодня по России летает 360 штук Ту-154. Мы их называем не "тушками", как пассажиры, а "ракетами". Песня такая есть: "Взлетая, падает ракета". Юмор, конечно, черный. Да и в адрес Ту-154 не очень справедливый. Это надежный самолет. За столько лет эксплуатации все винтики на нем подвинтили. Одна претензия - многие "ракеты" летают на пределе технических возможностей. На самарском заводе, где их делают, установлен летный ресурс для Ту-154 - 25 тыс. часов в воздухе. У наших "тушек" налет и в 30 тыс. часов, и в 40 тысяч. Но если уж и пересаживать наших пилотов с "тушек", то лучше на наши же самолеты - Ту-204, "Илы", "Яки", "Аны", - чем на "аэрбасы". Тем более такие, как разбившийся иркутский. Налет в 59 000 часов для 20-летнего самолета - это много. Что бы там сейчас эксперты ни говорили о "средней изношенности" той машины.

И потом, перепродажа самолетов из рук в руки тоже не добавляет машине надежности. Ту-154, который упал в Иркутске в 2001 году (тогда погибли 154 пассажира и экипаж. - Авт.), сначала Россия продала китайцам, те его как следует поэксплуатировали. А потом снова продали дальневосточной российской авиакомпании по дешевке.

Человеческий фактор: летчиков штрафуют за внеплановую посадку

- Зарплата командира экипажа самых крупных российских авиакомпаний - около 120 тыс. рублей в месяц. В регионах - раза в полтора-два меньше. При этом летчики "батрачат" как проклятые. По саннорме пилот должен летать в месяц не более 80 часов. Три раза в год эта норма может быть увеличена до 100 часов. На самом деле командиры экипажей эту норму перебирают. Особенно летом, когда при кадровом голоде вводят дополнительные рейсы. Подготовка хорошего командира экипажа - процесс долгий, и людей не хватает. Вот и сажают, бывает, за штурвал неотдохнувших пилотов.

Еще важный момент - "липовые" права. Мне попадались вторые пилоты с купленными корочками. Однажды было в полете ЧП - у меня в кабине сидел товарищ еще тот. Приходилось контролировать каждое его движение.

Практически в любой авиакомпании есть негласные инструкции для пилотов: сделаете внеплановую посадку - лишим премии. Для авиакомпании любая посадка не по плану -лишние расходы: топливо, допобслуживание пассажиров, услуги аэропорта. Вот и пытаются пилотов настроить - тяни до последнего, но садись, где велено. Я сам несколько раз в такие ситуации попадал.

И еще. Выводы экспертов гласят: 80 процентов авиакатастроф происходит по вине летчиков. Так вот, я расскажу вам, как проводилось расследование по упавшему в Иркутске Ту-154 в 2001 году. Сам разговаривал с теми, кто готовил экспертизу по причинам аварии. Им было сказано сверху: "Не ройте про неисправность самолета. Все равно доказать это трудно. Явно была ошибка пилотов". У нас есть негласное правило в компании: если, не дай бог, что случится, вину за гибель пассажиров "повесят" на экипаж. Ведь экипаж уже не может ответить - он гибнет вместе с пассажирами.

Я не боюсь летать. Привык доверять наземным службам, которые обязаны мне подогнать проверенный и исправный борт. Но у меня за 20 лет не было двух одинаковых полетов. Всякое случалось, но мои пассажиры даже не догадывались, что есть угроза ЧП. И не догадаются в будущем.

Официально

По данным доклада Межгосударственного авиационного комитета, в 2005 году в России произошло 12 авиапроисшествий, в том числе 7 катастроф, погибли 56 человек.

Статистика показывает, что начиная с 1975 года количество аварий по отношению к количеству вылетов сохраняется примерно одинаковым. А поскольку объем авиаперевозок постоянно растет, получается, число происшествий в небе только увеличивается.

Из досье "КП"

Самолету A310, разбившемуся в Иркутске, было 19 лет, он сменил пять фирм-хозяев и вплоть до гибели принадлежал офшорной фирме, зарегистрированной на одной из заграничных территорий Франции. У "Сибири" он был в аренде, после того как в 2004 году "Аэрофлот" отказался от использования A310....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка