О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Черное и белое

Катастрофа в Иркутске грозит "Сибири" репутационными и экономическими рисками, а также снижением инвестиционной привлекательности

Катастрофа в Иркутске грозит "Сибири" репутационными и экономическими рисками, а также снижением инвестиционной привлекательности.

Человек, решивший посетить сайт авиакомпании "Сибирь", обнаруживает белую страницу с единственной строчкой: "Вся информация о рейсе 778 Москва - Иркутск (8-9 июля 2006 года) размещена здесь". Далее по ссылке - белый текст официального заявления на траурном черном фоне. Авиакомпания "Сибирь" подтверждает, что при посадке в аэропорту Иркутска принадлежащий ей А310 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, столкнулся с препятствием и воспламенился. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли, по разным данным, от 122 до 124.

"Сайт мы временно закрыли, потому что он у нас выполнен в веселых тонах, что в нынешней ситуации неуместно", - говорит представитель РR-службы авиакомпании "Сибирь" Илья Новохатский. Из этических соображений также свернута, по крайней мере на ближайший месяц, вся рекламная кампания. Между тем "Сибирь" была едва ли не самой активной на этом поле российской авиакомпанией: чтобы отойти от имиджа регионального перевозчика, в апреле 2006-го она начала продвижение нового брэнда S7 Airlines.

"Не знаю, рекомендовала ли бы я отказаться от сайта, но траурное оформление - это, безусловно, правильный ход, - считает президент агентства "Михайлов и партнеры" Юлиана Слащева. - Его адекватно воспримет любая аудитория. В западной практике была одна авиакомпания, которая в аналогичной ситуации использовала на всех своих носителях, на сайте и в рассылках, фразу "Скорбим вместе с вами". Это главный месседж, который хочет донести "Сибирь", переходя на черно-белые цвета".

Потери "Сибири" от падения А310 оценить пока сложно. Помимо имиджевых рисков, к ним относятся прямой урон и потеря инвестиционной привлекательности. Когда в октябре 2001 года ее же Ту-154, выполнявший рейс Тель-Авив-Новосибирск, был сбит ракетой украинских ПВО, авиакомпания потребовала от украинской стороны выплатить $10 млн. компенсации. Во столько были оценены стоимость самолета, расходы на организацию поисковых работ, проживание родственников погибших в Сочи, а также упущенная коммерческая выгода. Однако денег "Сибирь" так и не получила, переговоры с украинскими военными далеки от завершения.

Впрочем, случай с А-310 существенно отличается от трагедии пятилетней давности. "Сейчас нет жестких требований к страхованию самолетов российского производства, и перевозчики стараются экономить и страховать их по минимуму, - говорит заместитель генерального директора страховой компании ТИТ Алексей Малов. - Но по западной технике, взятой в лизинг (сюда относится разбившийся А-310. -СФ), ситуация иная: страховое покрытие здесь очень велико". Думать о безопасности бизнеса российских перевозчиков заставляют зарубежные партнеры. Иностранный самолет обязательно должен быть не только застрахован российскими компаниями, но и перестрахован за рубежом. В Европе же комплексная страховка (включая стоимость самолета и ответственность перед пассажирами и третьими лицами) обычно достигает $600-700 млн. "Мы тратим на страховку серьезные суммы. Речь идет о сотнях миллионах долларов в год", - подтверждает Сергей Быхал, директор по связям с общественностью "Трансаэро", которая одной из первых, еще в конце 1990-х, начала ввозить "иномарки" в Россию.

Потерпевший крушение А310 тоже был застрахован на девятизначную сумму в американской валюте. Пока СГ "Уралсиб", предоставлявшая обязательную страховку, распространила обращение, в котором говорится, что она выплатит по 12 тыс. руб. семьям погибших пассажиров и по 100 тыс. руб. - родственникам погибших членов экипажа, а пострадавшим - часть страховой суммы, соответствующую степени тяжести травмы. Другой страховщик, компания "Ингосстрах", объявил, что возместит "Сибири" стоимость самого самолета, а также осуществленные ею компенсационные выплаты пострадавшим пассажирам, родственникам погибших и потерпевшим третьим лицам на земле. Общую сумму компенсаций в "Ингосстрахе" не раскрывают, ссылаясь на конфиденциальность, однако максимально она может составлять порядка $320 млн. В пресс-службе только сообщили, что среди погибших находились два человека, застрахованные от несчастного случая. В соответствии с полисом по каждому случаю будет выплачено по $50тыс.

В отличие от экономического урона риск потери инвестиционной привлекательности "Сибирь" застраховать не может. Однако в этом случае рискует не компания, а государство. На 2006 год был намечен аукцион по продаже государственной доли в "Сибири" - 25, 5% акций. В какой-то мере мажоритарные акционеры "Сибири" - Наталья и Владислав Филевы - не должны быть заинтересованы в увеличении цены госпакета, поскольку именно они, возможно, являются одними из наиболее вероятных покупателей. Впрочем, директор департамента исследований и информации ИК "Центринвест секьюритис" Дмитрий Уголков утверждает: "Если и предположить некоторое негативное влияние (на стоимость акций "Сибири". - СФ), оно все равно будет незначительным. Я все-таки не вижу вины авиакомпании в том, что произошло". "Любая катастрофа оказывает влияние, но не стоит переоценивать его масштаба. Люди летали, летают и будут летать, - говорит директор по аналитике и информации ИК "Регион" Анатолий Ходоровский. -Я сам неоднократно летал в Иркутск именно на этом борту (разбившемся А310. -СФ)".

Резюме

Факт: Авиакомпания "Сибирь" прекратила рекламную кампанию и закрыла свой сайт.

Причина: Самолет А310, принадлежавший перевозчику, разбился при посадке в Иркутске.

Следствие: Продажи "Сибири" могут сократиться.

Компания сталкивается с репутационными рисками.

Возможно снижение инвестиционной привлекательности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Секрет фирмы». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка