О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российские самолеты возвращаются в Фарнборо

Впервые после шестилетнего перерыва Россия на авиасалоне Farnborough International Airshow-2006 покажет настоящий самолет, а не только макеты техники

В лондонском пригороде Фарнборо вчера открылся 45-й международный авиакосмический салон Farnborough International Airshow-2006. Впервые после шестилетнего перерыва Россия покажет здесь настоящий самолет, а не только макеты техники. Неполное участие в двух предыдущих авиашоу было вызвано исками швейцарской Noga, пытавшейся арестовать экспонаты, сейчас же российские чиновники за них не опасаются. Однако уже в следующем году российская авиатехника может стать намного более уязвимой для претензий.

"Опасений, что наша техника может быть арестована, нет",- заявил накануне открытия авиашоу заместитель гендиректора ФГУП "Рособоронэкспорт" Иван Гончаренко. По его словам, центральное место в экспозиции РФ занимает сверхманевренный истребитель МиГ-29ОВТ корпорации МиГ, который можно будет посмотреть не только на земле, но и в воздухе. Это первый российский самолет, который взлетит в Фарнборо с 2000 года.

Россия с 1988 года постоянно отправляла свою боевую и гражданскую технику на английскую выставку, считающуюся одним из трех крупнейших авиасалонов мира (наравне с авиашоу во французском Ле-Бурже и немецком Шонефельде). Однако после попытки швейцарской фирмы Noga в июне 2001 года наложить арест на российские самолеты Су-30МК и МиГ-АТ на выставке в Ле-Бурже в 2002 году компании "Сухой", МиГ и "Иркут" уже не решились отправить свои машины в Фарнборо. Та же ситуация повторилась и в 2004 году (Farnborough International Airshow проводится раз в два года). В апреле 2004 года Noga неожиданно заявила об отказе от своих претензий к России, однако в ноябре 2005 года вновь попыталась наложить арест на выставленные в Швейцарии картины Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Проблема с исками была решена только в начале марта, когда американский бизнесмен Александр Коган, действовавший в альянсе с Минфином РФ, выкупил у владельца компании Noga Нессима Гаона российский долг за $70 млн.

Отметим, что еще в начале года Россия планировала показать в Фарнборо живьем лишь небольшой учебно-боевой самолет Як-130. Он создан корпорацией "Иркут", не являющейся государственной, а потому не мог быть арестован в качестве имущества РФ. Однако, как рассказал Ъ источник в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, "после продажи Noga российского долга экстренно была пересмотрена программа участия в выставке Фарнборо - решено показать на ней не маленький Як-130, а новейший МиГ-29ОВТ". В свою очередь, "Рособоронэкспорт" объяснил отказ от показа в Великобритании Як-130 "большой загруженностью этой машины в программе государственных летных испытаний".

Однако, как показал опыт прошедшего в мае немецкого аэрошоу в Шонефельде, России стоит опасаться не только претензий Noga. Тогда немецкий бизнесмен Франц Зедельмайер, пытающийся взыскать с России $2,3 млн, намеревался наложить арест на экспонаты Федерального космического агентства и пассажирский самолет Ту-204-300. Ареста удалось избежать в результате усилий российского посольства и отказа частных охранников выставки пропустить на ее территорию судебных исполнителей. После этого господин Зедельмайер заявил о намерении продолжить преследование российского имущества на других европейских выставках. Вчера он сообщил Ъ, что накануне открытия нынешнего авиасалона был в Лондоне и изучал ситуацию, но от дальнейших комментариев воздержался.

Между тем имущество "Рособоронэкспорта", под эгидой которого в зарубежных выставках всегда участвуют российские оборонные предприятия, вскоре может стать более уязвимым. Глава ФГУПа Сергей Чемезов неоднократно заявлял, что уже к концу года оно должно стать госкорпорацией - некоммерческой организацией, получающей имущество в собственность. "Слово "государственная" в названии корпорации будет вызывать соблазн наложить арест и обратить взыскание на ее имущество, поскольку будет указывать на юридическую связь этого имущества с государством",- опасается заместитель руководителя Исследовательского центра частного права Александр Маковский. По его словам, форма госкорпорации вызывает сомнения в силу ее юридической неопределенности: связь госкорпорации и ее имущества с государством в законе четко не определена. "Арестовать имущество, скорее всего, не удастся, но попытки могут быть",- резюмировал господин Маковский....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка