О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Лайнер американской мечты

"Дримлайнер" станет первым серийным "пластиковым" самолетом: его фюзеляж и крылья в основном сделаны из углеродного волокна

"Дримлайнер" станет первым серийным "пластиковым" самолетом: его фюзеляж и крылья в основном сделаны из углеродного волокна

Вслед за своими конкурентами - европейским концерном EDAS - заокеанские конкуренты сообщили об отставании работ по проекту пассажирского лайнера большой дальности Boeing 787 Dreamliner, способного перевозить 210-250 пассажиров на расстояние до 16 тыс. км. Об этом сказал глава отделения Boeing Co. по производству коммерческих самолетов (Boeing Commercial Division) Алан Малэлли.

Напомним, что ранее из-за скандала, возникшего в результате переноса даты запуска серийного производства самолета А380 компании Airbus, а также из-за проблем в разработке самолета Airbus A350 в отставку ушли исполнительные директора EADS Ноэль Форжар и глава компании Airbus Густав Хумберт, в отношении которых начато расследование.

Но если проблемы европейцев приведут к переносу даты выпуска первых серийных самолетов, то американцы утверждают, что, несмотря на проблемы, "Лайнер мечты" впервые поднимется в воздух в 2007 году, а поставки покупателям начнутся в 2008 году.

Таким образом, как сообщает агентство Bloomberg, результаты первого полугодия показывают, что по итогам всего года Boeing впервые за последние шесть лет может обогнать Airbus по количеству заказов. В частности, сейчас компания Boeing продала 350 лайнеров Boeing 787, тогда как Airbus - всего 100 сопоставимых по классу самолетов А350.

"Цифровой" и "пластиковый"

Несмотря на то что А350 уже существует в "металле" (на открывшемся авиасалоне в Фарнборо представлена его модификация A350XWB), а "Дримлайнеру" еще предстоит совершить первый полет, авиаперевозчики делают выбор в пользу "американца" по двум причинам.

Во-первых, он дешевле европейского аналога - его каталожная цена составляет 120-125 млн. долл. против 160 млн., а во-вторых - экономичней, что в связи с ростом стоимости цены на нефть и нефтепродукты дает ему колоссальное конкурентное преимущество.

Такого успеха американцы достигли, применяя инновационные технологии. Boeing 787 стал вторым в истории самолетом (первым был Boeing 777), спроектированным по "безбумажной" технологии, то есть полностью на компьютере, без традиционных чертежей, что само по себе уже дало экономию средств, вложенных в разработку самолета, что отразилось на его цене. Тогда как американцы экономили (не в ущерб качеству), вписавшись в бюджет 5 млрд. долл., компания Airbus объявила об увеличении затрат на программу А350 с 4,5 до 8 млрд. евро.

"Цифровой" метод проектирования позволил также оптимизировать, буквально "вылизать" аэродинамику лайнера: его планер имеет минимально возможное аэродинамическое сопротивление, что позволило снизить расход топлива на 20% по сравнению с самолетами аналогичного класса с теми же двигателями. Кроме того, "Дримлайнер" станет первым серийным "пластиковым" самолетом: его фюзеляж и крылья в основном сделаны только из углеродного волокна.

Такой же материал будет использоваться при производстве и улучшении популярной модели Boeing 737. По мнению Алана Малэлли, это позволит значительно снизить стоимость производства. Кроме того, как говорит гендиректор Boeing Commercial, у углепластика есть еще одно преимущество перед традиционными материалами авиастроения: он не ржавеет и меньше подвержен микротрещинам, возникающим от усталостного напряжения металла. На практике это означает, что "пластиковые" самолеты будут служить заметно дольше традиционных металлических, что также снижает эксплуатационные расходы авиаперевозчика на ремонт и замену агрегатов.

Русский вклад в американскую "мечту"

Говоря о новом лайнере, нельзя не отметить и того факта, что, по словам председателя совета директоров Boeing Джеймса Макнерни, доля российских инженерных разработок в последних проектах гражданских самолетов Boeing доходит до 35%. Как заявил Макнерни 12 апреля 2006 года на встрече с президентом Владимиром Путиным и министром энергетики Виктором Христенко: "Мы все теперь понимаем, что самолет 787 не состоится без помощи российской промышленности".

В Московском центре Boeing российскими инженерами разрабатываются ключевые элементы самолета модели 787, утверждает генеральный конструктор лайнера Джим Моррис. В России в частности конструируются ключевые элементы носовой части фюзеляжа, пилоны навески двигателей, а также передняя кромка крыльев, предкрылки и титановые компоненты для шасси.

Кроме того, российская компания "ВСМПО-Ависма" является самым крупным поставщиком титановых элементов для "Дримлайнера". "Этот самолет на 10% всего своего веса состоит из российского титана", - подчеркнул Моррис. Boeing является одним из основных партнеров ВСМПО, получая от компании уже не просто слитки и сырье, а практически окончательные детали.

Виктор Христенко отметил, что такое успешное развитие отношений в какой-то степени демонстрирует стратегическое видение сотрудничества, которое, "безусловно, будет связано с дальнейшей передачей и освоением технологий в России".

Очевидно, что новинка заинтересовала и российских авиаперевозчиков. Вслед за крупнейшими мировыми авиакомпаниями "Аэрофлот" начал переговоры о покупке дальнемагистральных Boeing 787 или Airbus 350. О переговорах по их приобретению рассказали один из топ-менеджеров "Аэрофлота", а также представители Boeing и Airbus, сообщают информационные агентства.

Тендер на приобретение самолетов был объявлен еще в июле. Всего компания рассчитывает приобрести 20-25 лайнеров в ближайшие 10-15 лет. Решение может быть принято в конце этого - начале следующего года. Однако уже сейчас видно, что модель Boeing - это настоящий прорыв в авиапроме.

Сейчас дальнемагистральный парк "Аэрофлота" состоит из одного Boeing 777, восьми Boeing 767 и шести Ил-96, временно не используемых из-за запрета Ространснадзора. Последние должны на днях вернуться в строй. Кроме того, еще несколько месяцев назад авиакомпания использовала и самолеты Airbus 310.

На прошедшей неделе собрание акционеров "Аэрофлота" одобрило приобретение еще шести Ил-96. Таким образом, весьма вероятно, что через несколько лет дальнемагистральный парк компании будет состоять главным образом из самолетов двух марок: Ил-96 и победителя тендера между Boeing и Airbus. Кроме того, как ожидается, еще несколько контрактов с российскими авиакомпаниями будут заключены в ходе авиасалона в Фарнборо....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка