О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Почему никто не видел, как разбился рейс 778?

Жертв авиакатастрофы самолета А310 в Иркутске было бы меньше, если бы следилм за самолетом, который должен не только сесть, но и встать на стоянку

"Комсомолка" рассказывала о трагедии рейса 778 Москва - Иркутск: аэробус, не сумев затормозить, вылетел со взлетной полосы, врезался в гаражи и вспыхнул. Мы написали, что жертв было бы меньше, если бы диспетчер мог от и до следить за посадкой самолетов по видеомонитору и сразу сообщил о ЧП. Но систему видеонаблюдения не успели смонтировать. Ну ладно. Нет видеокамер. А почему же никто и без них не следил за самолетом, который должен не только сесть, но и встать на стоянку? Авиаторы держат глухую оборону и не собираются отвечать на вопрос: лайнера хватились, только когда позвонили люди и сказали - у вас самолет горит? Почему?

Давайте считать

Вчера мы еще раз отправились в иркутский аэропорт, держа в руках официальный хронометраж трагедии.

Он таков: А310 приземлился в 7.42. По информации, предоставленной МЧС диспетчерскими службами, он в 7.46 съехал с полосы и врезался в гаражи (то есть мчался аж 4 минуты!). В 7.47 диспетчер из окна (!) увидел клубы дыма и сообщил в МЧС о пожаре. Четыре пожарных расчета аэропорта прибыли на место в 7.50.

...Что-то тут не так.

Если бы за самолетом постоянно кто-то следил, то этот человек должен был сразу заметить, что А310 на огромной скорости проскочил полосу, свернул и врезался в гаражи. А тут выходит, что НИКТО НЕ ВИДЕЛ САМОЛЕТА МИНИМУМ 5 МИНУТ с момента приземления до звонка в МЧС!

Но пять минут, это если исходить из официальных цифр. Но мы посчитали по-своему: от точки приземления до места катастрофы - около трех километров. При посадочной скорости в 150 километров в час и отказе тормозной системы за "официальные" 4 - 5 минут самолет успел бы преодолеть не три километра, а около восьми! По нашим расчетам, чтобы доехать до места гибели, ему явно хватило и минуты! Выходит, катастрофа произошла примерно в 7.43, а не в 7.46, как утверждают отчеты. Но, возможно, время "пропажи" лайнера было еще больше. У нас выходит около СЕМИ минут: 7.42 - 7.48/7.49 (примерно так выехали пожарные).

Факт есть факт: пожарные и "Скорая" приехали, когда пассажиры хвостовой части салона уже успели открыть аварийные люки, выпрыгнуть на землю и дойти до ближайших домов. Они выбирались еще не из сильно горящего самолета: многие выжившие даже не обгорели! Из трех открытых люков и одного разлома за семь минут выбрались 70 человек. За четыре минуты "официального времени" (врезался в 7.46, приезд пожарных - в 7.50) им никак не удалось бы этого сделать. Кстати, еще о времени прибытия пожарных - в их отчетах записано, что, приехав, они уже не могли попасть внутрь аэробуса - самолет уже мощно горел.

Так кто не уследил за самолетом?

За посадкой борта визуально и по локаторам наблюдают четверо диспетчеров - диспетчер подхода, диспетчер круга, диспетчер посадки и диспетчер руления. Они сидят в диспетчерском пункте. Он расположен примерно напротив середины полосы и обеспечивает полный ее обзор.

Диспетчер подхода ведет самолет, когда тот подлетает к аэродрому, потом "передает" его диспетчеру круга. Тот следит за лайнером во время его кружения над аэропортом. Потом самолет "получает" диспетчер посадки. Он ВИЗУАЛЬНО контролирует лайнер с момента захода на посадку до его остановки. Когда самолет остановился, этот диспетчер дает команду своему коллеге - диспетчеру руления. И тот ведет самолет на стоянку до полной остановки двигателей.

Это в идеале. А на деле, повторим, прошло пять - семь минут ПОСЛЕ КАСАНИЯ самолетом полосы, и его никто не хватился. Даже служба, отводящая лайнеры на стоянку, подождала-подождала - нет самолета, ну и ладно. Будто автобуса ждали, не особо волнуясь: ну, припоздал - и ладно. Но самолет-то припоздать не может, он уже сел. И должен остановиться и свернуть на рулежную полосу, ехать к стоянке.

И ни до кого не дошло, что он НЕ ЕДЕТ, что его вообще нет на полосе, что он пропал!

Может, и смотреть было некому

Увы, как нам удалось выяснить, иногда в наблюдательном пункте диспетчер посадки может совмещать должность с диспетчером руления. Потому что людей не хватает.

- В некоторых аэропортах ради экономии на ДВУХ должностях может стоять ОДИН диспетчер, - рассказывает бывший пилот, командир иркутского экипажа Михаил Колмыков.

- Диспетчер круга может также выполнять работу диспетчера посадки.

- Обычно смена иркутских диспетчеров работает в полном составе, - рассказывает их коллега Виктор. - Но бывает, они и вправду совмещают должности, и тогда в наблюдательном пункте находятся всего три человека.

- То есть утром 9 июля просто могло не хватить одного диспетчера?

- Могло.

Мы посмотрели сами - от диспетчерской хорошо видно место катастрофы. А уж самолеты видны на полосе отлично. То есть пока может быть только одно объяснение - диспетчер (совместитель он или нет) по каким-то причинам просто не смотрел на самолет.

Кстати, пристально следить за посадками лайнеров - по инструкции - должен еще один человек. Это сотрудник пожарной службы аэропорта. Он обязан дежурить на вышке в районе стоянки грузовых самолетов. Видимо, пожарный неладное с лайнером тоже не заметил. Поэтому звонок в МЧС поступил не из наблюдательного пункта и не от пожарных, а из здания рядом с аэропортом, где сидит служба ПДСА (производственно-диспетчерская служба аэропорта). Звонила женщина, о которой нам пока известна только ее фамилия. Она-то и увидела пожар.

Если все это действительно так, то что реально делали, чем были заняты во время посадки те, кому положено следить за самолетом?

Мы постараемся узнать это, следите за "Комсомолкой".

А в это время

Прочитано на сайте avia.ru:

Появились первые данные о расшифровке речевого самописца А-310-200 F-OGYP рейса S7 778 DME-IKT 06/07/09. По словам из неофициальных источников: пилоты сообщили о касании ВПП, включении реверса, скорости 80 (148 км/час. - Прим. ред.)... и "резко" о переводе РУД на взлетный режим. Далее информации нет...

Параметрический самописец поврежден, и его расшифровка займет некоторое время.

Экс-ГСГА.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка