О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дружба без оборонных комплексов

На салоне в Фарнборо обнаружилась четкая тенденция: российские оборонные предприятия все более тесно сотрудничают с европейским оборонно-промышленным комплексом

На международном аэрокосмическом салоне в Фарнборо обнаружилась четкая тенденция: российские оборонные предприятия все более тесно сотрудничают с европейским оборонно-промышленным комплексом, с известными фирмами, выпускающими оружие. Как это скажется на состоянии российской оборонной промышленности? С этим вопросом обозреватель "Времени новостей" Николай Поросков обратился к ключевым фигурам российской делегации в Лондоне.

Михаил Петухов, заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, глава российской делегации на "Фарнборо-2006":

- Мы благодарны устроителям выставки за предоставленную возможность продемонстрировать российское вооружение и военную технику, а также пообщаться с нашими иностранными партнерами. Значение салона "Фарнборо" в этом регионе сложно переоценить. Здесь лидеры ведущих аэрокосмических корпораций демонстрируют результаты своей работы. Салон неизменно привлекает повышенный интерес ведущих производителей и заказчиков авиационной военной техники и вооружения со всего мира. Россия в этом году представила единую экспозицию на общей площади 1400 кв. метров в двух выставочных павильонах. В работе выставки приняло участие более 60 российских предприятий с 250 наименованиями продукции военного назначения. Уровень организации салона неизменно высок. А потому участие здесь крайне полезно для российского ОПК.

Анатолий Перминов, руководитель Федерального космического агентства:

- "Роскосмос" раньше недооценивал аэрокосмический салон "Фарнборо". В этом году мы впервые представляем ракетно-космическую корпорацию нашей страны. И отныне, я думаю, мы будем работать на "Фарнборо" более активно. Этому способствует и наше сотрудничество с Европейским космическим агентством (ЕКА). Наш главный совместный проект - создание ракетного космического старта на космодроме Куру в Южной Америке. А вообще мы работаем совместно практически по всем направлениям - по ракетам-носителям, космическим аппаратам дистанционного зондирования земли, телекоммуникационным системам различного класса, различным двигательным установкам. И вот в июне на совете ЕКА было принято решение о совместной работе по перспективной транспортной системе. Нет сегодня направления космической отрасли, по которому мы не работали бы с ЕКА. Эти, говоря современным языком, продвинутые отношения закреплены юридически.

Один из совместных проектов - новый российский пилотируемый корабль "Клипер". Тендер по нему затянулся по многим причинам. Мы рассмотрели три представленных проекта. Наиболее близко к решению поставленной нами задачи подошла ракетно-космическая корпорация "Энергия". Ее проект удовлетворял нас почти по всем пунктам, кроме финансового. Тогда же мы получили предложение от Европейского космического агентства. Естественно, мы не могли проигнорировать мнение 17 входящих в него государств. На сегодняшний день положение таково: конкурс приостановлен и практически признан несостоявшимся. Первый этап создания перспективной пилотируемой системы мы будем осуществлять вместе с европейскими и некоторыми другими государствами. В создавшейся ситуации основную работу возьмет на себя "Энергия", она будет ведущей в этом проекте по разработке на основе новых технических решений пилотируемой системы типа "Союз". Это на первом этапе. На втором этапе будем работать с Европой по "Клиперу". Как самостоятельная система "Клипер" будет выглядеть в зависимости от того, как пойдут работы на первом этапе. Об облике "Клипера" говорить рано. Но могу сказать, что новая перспективная пилотируемая транспортная система будет иметь возможность совершать полеты к Луне, отдельные элементы этой системы можно будет использовать при полетах на другие планеты.

Сергей Чемезов, генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт":

- Салон "Фарнборо-2006" наглядно доказал, что российская промышленность сегодня активно сотрудничает с западноевропейскими производителями, в том числе и авиационной техники. Среди них и Европейское космическое агентство, компании Bae sistems, Sagem, Bоeing. В проекте создания нового самолета Су-35 участвует ряд компаний, которые поставят авионику. Готовится целая цепочка контрактов и соглашений с компаниями Boeing по созданию пассажирских самолетов. Возможны и какие-то военные проекты. Практически со всеми производителями авиационной техники мы установили деловые отношения и продолжаем активно развивать их. Со многими из западных предприятий-партнеров подписаны соглашения о модернизации нашей авиационной техники, которая находится на вооружении многих стран мира. Есть соглашения, касающиеся производства новой техники. Совместно с компаниями Sagem и Thales мы создали самолет Су-30МКИ, который активно продается по всему миру. У этого самолета уникальная кабина и авионика, которая пользуется большим спросом на мировом рынке. Есть еще рад предприятий, с которыми ведутся переговоры на предмет дальнейшего сотрудничества.

Салон показал, что военно-техническое сотрудничество все больше сдвигается в сторону лицензионного производства. Это перспективная область. С каждым годом остается все меньше заказчиков, которые хотели бы купить только готовые изделия. Все ставят вопрос о передаче технологий, о дальнейшем лицензионном производстве у себя самолетов. Но опасений, что, получив лицензию и начав производить самолеты у себя, та или иная страна откажется от российской продукции, нет. Деньги, полученные от продажи лицензий, идут на создание новых, более современных образцов вооружения.

"Рособоронэкспорт" по-прежнему считает, что нам нужно входить в состав совета директоров некоторых предприятий, чтобы контролировать выполнение контрактов. Там, где государство не успевает принять решение по созданию какого-то холдинга, мы делаем это самостоятельно. Например, под управлением Объединенной промышленной корпорации "Оборонпром" создан вертолетный холдинг. Сейчас мы ведем переговоры с бывшими владельцами фирмы "Ависма" и уже в ближайшее время будем владеть более чем контрольным пакетом акций. Через "Ависму" открывается сотрудничество с Bоeing. Компания "Сухой" с Bоeing создали совместный инженерный центр, в котором наши инженеры и конструкторы, которые по заданию, в том числе и Bоeing, разрабатывают отдельные детали и блоки для гражданских самолетов. "Ависма" же изготавливает детали из титана. Планируется создание совместного предприятия по обработке деталей для потенциальных партнеров. Получит развитие и сама "Ависма" - имеется в виду модернизация производства, приобретение собственной сырьевой базы.

На этом салоне мы представляем широкий спектр тренажеров. У нас создано специальное предприятие, которое занимается продвижением на внешний рынок средств обучения. Мы предлагаем заказчику и готовое изделие, и средства обучения, помогаем создавать технические центры и центры обучения. Хорошо продаются вертолеты. Только в этом году мы подписали контрактов на 600 млн долл. Отечественные вертолетостроительные предприятия будут обеспечены заказами на ближайшие три-четыре года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка