О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как выглядела Россия на Фарнборо 2006

Закончился один из крупнейших салонов в Фарнборо. Как выглядела Россия - в недавнем прошлом лидер авиации?

Есть правило: если изобретением заинтересовались военные, значит, в нем есть толк. В 1903 году братья Райт с помощью катапульты подняли в воздух биплан. Через год военные купили у братьев самолет. Еще через год начался экспорт военной техники за рубеж - во Францию. По легенде контр-адмирал Можайский летал раньше братьев Райт, но документов не осталось. Типично русская история, как с паровозом, радио, Нобелевскими премиями. Но нужность самолетов для человечества никогда не ставилась под сомнение, эта потребность только возрастает, на авиацию работают лучшие умы, вкладываются состояния, чему иллюстрацией служит свежий блокбастер "Авиатор". Хотя новые самолеты не пекутся как блины, каждый год по всему миру проводятся авиасалоны. Всегда и всюду аншлаг, потому что уровень развития авиации лучше всего показывает не только уровень высоких технологий в стране, но и уровень национальных амбиций, способность экономики решать серьезные комплексные задачи.

Закончился один из крупнейших салонов в Фарнборо. Как выглядела Россия - в недавнем прошлом лидер авиации? 15 лет назад СССР контролировал четверть мирового рынка гражданской авиации. Когда-то Сталин спросил Ильюшина: "Вы гарантируете, что в случае аварии самолет сядет на воду?" Ильюшин ответил: "Я гарантирую, что самолет сядет в Америке". В 1990-х годах авиапром сел в лужу, по пальцам можно перечесть, сколько самолетов выпускаем в год. Но сегодня по числу высоких посвященных авиации заседаний кажется, что в отрасли идет вулканическое бурление. Наконец-то государство осознало, что авиапром нуждается в политическом лоббировании на мировом рынке, чем постоянно занимается, например, рыночник Буш. Совсем недавно президент РФ и итальянский премьер Романо Проди подписали соглашение о привлечении в проект RRJ компании Alenia, которая намерена купить 25% акций ЗАО "Гражданские самолеты "Сухого". В Фарнборо объявили, что новый самолет будет называться Suchoi SuperJet-100.

Презентация готовых фрагментов самолета - главное событие российской экспозиции в Фарнборо. Потеснить Boeing и Airbus с рынка дальне- и среднемагистральных самолетов невозможно, в Фарнборо эти компании подписали контракты на $40 млрд. Наши Ил-96 и Ту-204 не выдержали гонку, хотя по многим параметрам не хуже конкурентов. Ближнемагистральный рынок, на который идет SuperJet-100, свободен и внушителен. Важно, что учтены ошибки, допущенные при создании хорошего, но из-за слабого маркетинга не пошедшего в серию Ту-334. Сегодня новый самолет может окупиться только в том случае, если производить его большими партиями - не меньше 100 штук. Внутренний рынок узок, надо выходить на мировой. В проект SuperJet-100 вошли европейские лидеры, и они будут всячески содействовать, чтобы самолет прочно встал на крыло. Рынок семейства SuperJet-100 на 15 лет оценивается в 800 самолетов. В Фарнборо объявлено, что летные испытания SuperJet-100 начнутся в 2007 году, и у самолета уже появились первые иностранные заказчики.

В Фарнборо привезли макеты многих аппаратов, которые пока живут на ватмане, но на идеи мы были горазды всегда. Самая обсуждаемая новость - решение президента РФ об учреждении Объединенной авиастроительной корпорации, куда войдут чуть ли не все гиганты могучего и распавшегося на куски советского авиапрома. Boeing и Airbus - по размеру тоже почти министерства. ОАК к 2012 году намерена наладить выпуск авиатехники не хуже западной. Задача сложная, но авиация - не выращивание огурцов. Чтобы каждый полет был удачным, вся отрасль должна ставить перед собой высокие задачи. Пора выбираться из воздушной ямы и вновь набирать высоту....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка