Военно-промышленный курьер
4 августа 2006, 12:54
Рывок в беспилотное будущее
НПЦ "Технокомплекс" продемонстрировал на Фарнборо 2006 технологии, которые будут использованы в перспективных самолетах
Хоть это и не было впрямую указано в рекламных материалах "Сухого", создание "стеклянной" кабины Су-35, макет которой демонстрировался на Farnborough, - это результат работы Научно-производственного центра "Технокомплекс", стенд которого располагался как раз напротив. Основной задачей "Технокомплекса" на этой выставке по традиции стала поддержка "финишников". К их числу относится "Сухой", РСК "МиГ", а также фирмы Миля и Камова. Также, по словам президента НПЦ "Технокомплекс" Гиви Джанджгава, предприятие продемонстрировало основные технологии, которые могут заинтересовать заказчика: гироскопическую технику, экраны для "стеклянных" кабин современных и перспективных самолетов, системы связи, регистрации, оптико-электронные прицельные комплексы. В целом, как отметил Гиви Джанджгава, "Технокомплекс" продемонстрировал на Farnborough ряд "тонких вещей, в которых действительно заложен технологический рывок".
Надо отметить, что на входящих в "Технокомплекс" предприятиях в настоящее время особое внимание уделяется гироскопической технике. В частности, Раменский приборостроительный завод представил на Farnborough лазерный гироскоп КЛ-3 разработки Московского института электромеханики и автоматики. Он предназначен для применения в высокоточных системах БИНС-СП и БИМС-Т, которые, в свою очередь, планируется использовать на более чем 10 типах летательных аппаратов. Другой лазерный чувствительный элемент ЛЧЭ разработан на РПЗ и планируется для применения в составе навигационной системы передвижного наземно-геодезического комплекса. На заводе также освоено серийное производство нескольких новых средств навигации на динамически настраиваемых гироскопах (ДНГ). Это, например, инерциальная навигационная система ИНС-2000 разработки Раменского приборостроительного конструкторского бюро. В системе применены ДНГ ГВК-18. Точностные характеристики ИНС-2000 соответствуют мировому уровню: погрешность определения местоположения летательного аппарата - не более мили за 1 час полета, а при работе с встроенным блоком спутниковой коррекции - не более 40 м. Система установлена на самолете Су-34 и вертолетах Ми-28Н и Ка-31. Ведутся работы по установке ее на модернизированный Ил-76.
Мостик в будущее
Как известно, "Технокомплекс" является системным интегратором в сфере разработки и производства высокоэффективных интегрированных комплексов БРЭО, в конструкции которых применяются и элементы, изготовленные ведущими зарубежными фирмами. "Технокомплекс" взаимодействует с западными компаниями по 5-6 проектам, то есть фактически имеет стабильную кооперацию с иностранными производителями. Накануне открытия выставки Farnborough руководство "Технокомплекса" встретилось с представителями фирмы Sagem, обсудив будущее взаимодействие, в том числе в области ремонта и сервисного обслуживания, а также работу по созданию БРЭО для "индийского" МиГ-29К. Уже в ходе салона прошли переговоры о дальнейшем сотрудничестве с Thales и Finmeccanica, а также с одной из южноафриканских компаний.
Помимо работы по МиГ-29К, "Технокомплекс" продолжает участвовать в реализации программ Су-30МКИ для Индии и Су-30МКМ для Малайзии. Центру предстоит также заняться изготовлением БРЭО для Су-30МК и МиГ-29СМТ в рамках исполнения большого контракта с Алжиром. Участие в этих программах позволит "Технокомплексу" выйти в этом году на экономические показатели, превышающие результаты прошлого года.
Работа по всем этим направлениям идет фактически по накатанному пути, так как "Технокомплекс" имеет уже фактически готовые элементы БРЭО для самолета 5-го поколения. Напомним, на берлинской выставке ILA 2006 центр продемонстрировал наземный унифицированный комплекс планирования действий авиации и подготовки полетных заданий, предназначенный для автоматизированной подготовки планов решения боевых задач группами основных российских боевых самолетов и вертолетов. Комплекс преобразовывает выработанные планы в готовые полетные задания, которые с помощью Flash-памяти вносятся непосредственно в БРЭО летательных аппаратов. Сетевое управление боем - этот тот мостик, который уже сегодня перекинут не только к вступающему в свои права пятому поколению боевых самолетов, но и в более отдаленную перспективу - к шестому поколению, которое, по всей видимости, будет представлено в основном беспилотными летательными аппаратами.
По словам Гиви Джанджгава, у "Технокомплекса" есть наработки по авионике для беспилотных летательных аппаратов, которые должны прийти на смену самолетам 5-го поколения. Одним из важнейших элементом бортового оборудования БЛА будущего должна стать возможность сетевого управления. У этих аппаратов не только характеристики двигателя и аэродинамика будут играть ведущую роль. Новые достижения в области вооружения, радиолокации, маневренности сегодня дают прирост характеристик самолета на 15-20%. Однако, как напомнил президент "Технокомплекса", когда боевая единица (будь то самолет или сухопутная боевая машина) вписывается в систему общего управления, общая эффективность того или иного образца вооружения возрастает в разы. В настоящее время Россия отстает в создании перспективных БЛА, так что спустя какое-то время нам придется наверстывать упущенное.
А вот в США создание боевых беспилотных комплексов идет полным ходом. На Farnborough, в частности, помимо уже хорошо известного RQ-4A Global Hawk, был представлен и весьма реалистичный макет "беспилотника" X-47B, строящегося фирмой Northrop Grumman по программе J-UCAS (Joint Unmanned Combat Air Systems). X-47B представляет собой летательный аппарат "первого дня войны", который в условиях активного противодействия неподавленной ПВО противника должен выполнять задачи непрерывного ведения разведки, высокоточного целеуказания в любых погодных условиях, РЭБ, уничтожения целей. Строительство Х-47В началось в июне прошлого года, а первый полет этот БЛА должен совершить в конце 2007 г.
За эшелон
Входящее в НПЦ "Технокомплекс" ОАО "Аэроприбор-Восход" представило на Farnborough ряд перспективных разработок в области авиационного приборостроения. Это, в частности, прибор пилотажный комбинированный резервный ППКР-СВС, предназначенный для измерения и индикации барометрической высоты, вертикальной скорости, приборной скорости и числа М с компенсацией аэродинамических погрешностей приемников воздушных давлений как функции числа М, а также для выдачи электрических сигналов в коде во взаимодействующее оборудование. Индикация высотно-скоростных параметров производится на полноцветном жидкокристаллическом индикаторе, который заменяет группу из 4 резервных механических приборов. ППКР-СВС сертифицирован Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета и устанавливается в составе штатного оборудования на самолеты Ан-148, Ан-74, Ан-140, Ил-114.
Система предупреждения приближения земли СППЗ-2005 разработана в соответствии с требованиями ИКАО об обязательном оборудовании воздушных судов системами раннего предупреждения TAWS, обеспечивающими экипаж своевременной сигнализацией в случаях непреднамеренного опасного сближения с землей на всех этапах полета. Вычислитель и жидкокристаллический индикатор СППЗ-2005 выполнены в едином блоке, предназначенном для размещения на приборной доске. Еще один во многом уникальный прибор - высокоточный электронный высотомер ВБЭ-СВС-ЦМ - разработан и сертифицирован для обеспечения требований ИКАО по безопасности полетов в условиях жестких стандартов RVSM и режима усовершенствованного наблюдения (ENS).
В настоящее время высотомерами, отвечающими жестким международным требованиям, оснащено треть авиапарка российских авиакомпаний - это те машины, что вылетают за пределы России и стран СНГ. Однако модернизировать остальные лайнеры не позволяет пока сохраняющаяся в нашей стране устаревшая система эшелонирования. По словам генерального директора ОАО "Аэроприбор-Восход" Владимира Кравцова, СССР занимал лидирующие позиции в мире в области системы эшелонирования, то есть организации воздушного движения на самых экономичных высотах от 9 до 12 тыс. метров. С 1984 г. в Советском Союзе эшелоны на этих высотах составляли 500 метров, в то время как во всем мире оставались 600-метровыми. Однако с 1997 г. за рубежом постепенно начали переходить на 300-метровое эшелонирование. Сохранение в РФ прежних стандартов мешает службам УВД полностью использовать воздушное пространство России для пролета транзитных иностранных "бортов". На основных (плотно заполненных авиатрассами) направлениях мы вынуждены отказывать иностранным авиаперевозчикам, что приводит к экономическим потерям.
Поскольку все необходимое оборудование для введения в России 300-метровых эшелонов уже создано, дело тормозит лишь отсутствие официального решения по этому вопросу. Постоянные организационные перемены в службе гражданской авиации и структурные изменения в правительстве не дают чиновникам возможности заняться проблемой эшелонирования. По утверждению Владимира Кравцова, проект постановления правительства, посвященный этому вопросу, полтора года бродит по кабинетам и до сих пор не подписан. В этом документе должны быть сформулированы обязательные для всех участников сроки готовности к переходу на новые требования и, соответственно, регламентирован вопрос модернизации авиапарка. А пока процесс установки новых высотомеров на самолеты идет хаотично. "Для нас, как производителей оборудования, это крайне неудобно, поскольку мы все время должны менять темп его производства, и если он когда-нибудь замрет, то мы понесем значительные расходы на его восстановление", - прогнозирует Владимир Кравцов. Накопить запас высотомеров, который необходим для переоснащения всего парка, "Аэроприбор-Восход" также не может, поскольку предприятию вряд ли удастся привлечь необходимые средства для складского замораживания оборудования. Получается, что из-за бюрократических проволочек страдают и ведущие производители оборудования, и престиж России как авиационной державы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК