Коммерсантъ
7 августа 2006, 19:09
Сухой остаток
Госдепартамент США ввел санкции против российских госкомпаний "Рособоронэкспорт" и "Сухой". Демонстративный жест госдепа означает конец эпохи декларируемого стратегического партнерства между Россией и США
Иран пишем, Венесуэла в уме
Санкции в отношении ФГУП "Рособоронэкспорт" и ОАО "АХК "Сухой" (а также двух индийских, двух северокорейских и одной кубинской компаний) вступили в силу еще 28 июля. Однако официально объявили о них лишь в пятницу, когда постановление о санкциях было занесено в федеральный регистр США - ежедневную сводку новых федеральных законов и постановлений. Формальным основанием для этого шага стало нарушение этими компаниями американского закона шестилетней давности "О нераспространении в отношении Ирана", который запрещает сотрудничество с этой страной в сфере распространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Отныне государственным корпорациям США в течение двух лет запрещается продавать "штрафникам" или закупать у них какие-либо товары, а частным американским фирмам - поставлять им продукцию военного или двойного назначения.
В субботу на санкции отреагировал российский МИД, назвавший их "беспочвенными" и "безосновательными". "В действительности это очередная неправомерная попытка заставить иностранные компании действовать на основе внутреннего американского порядка,- говорится в заявлении МИД РФ.- Санкции такого рода, которые США в одностороннем порядке применяют к другим странам и их компаниям, являются очевидным политическим и правовым анахронизмом, особенно когда такие шаги предпринимаются под надуманными предлогами".
Действительно, две российские госкомпании вряд ли можно обвинить в том, что они помогают Ирану разрабатывать ОМУ. По крайней мере, заключенный в конце июля "Рособоронэкспортом" с министерством обороны Ирана контракт на ремонт и модернизацию 30 фронтовых бомбардировщиков Су-24 под такую статью явно не подпадает. Эти самолеты, поставленные Тегерану в начале 90-х годов, сложно отнести к средствам доставки ОМУ. Между тем именно этот контракт (на сумму $200 млн), исполнителем которого является компания "Сухой", и стал, по мнению российских оборонщиков, предлогом для введения санкций против российских фирм.
В этой связи в кругах, близких к российскому ВПК, высказывается мнение, что на самом деле Россию наказали за недавний контракт на поставку Венесуэле 24 истребителей Су-30, которые должны заменить находящиеся пока на вооружении Каракаса американские истребители F-16. Дело в том, что после введения Вашингтоном в мае этого года эмбарго на продажу Венесуэле американских вооружений и военных технологий, воздушные силы страны остались без запчастей, и в Каракасе рассудили, что лучше других опустевшую нишу способна заполнить Россия. Кроме того, в последнее время Россия заключила с Венесуэлой и другие масштабные контракты, например, на поставку в эту страну около 100 тыс. автоматов Калашникова и строительство в Венесуэле завода по их производству. Общая сумма всех сделок двух стран в военной области составила порядка $3 млрд, что сделало Москву крупнейшим поставщиком вооружений Каракасу. Вашингтон неоднократно просил Москву отказаться от этих сделок, однако эта просьба не была услышана.
Аналитики российских спецслужб предупреждали Кремль, что, поскольку закона о введении санкций за торговлю оружием с Венесуэлой нет, США для наказания России могут воспользоваться другим законом - за торговлю оружием с Ираном. По информации источника Ъ в силовых структурах, одна из российских спецслужб в аналитической записке, поданной президенту РФ Владимиру Путину около месяца назад, предупреждала о возможности такого развития событий.
Идею о надуманности иранской версии разделяют и в российском оборонном ведомстве. "Санкции, несомненно, стали реакцией США на прорыв России на венесуэльском рынке вооружений",- заявили Ъ в российском Минобороны.
Компании ни при чем
Однако главная причина, побудившая США перейти от критики Москвы к ее наказанию, находится, скорее всего, куда глубже. Речь, похоже, идет не о раздражении США конкретным поступком России, а общим недовольством ее курсом, проводимым в последнее время.
Введенные госдепом меры - это не просто наказание каких-то российских компаний. Американские санкции против госкомпаний, каковыми являются "Рособоронэкспорт" и "Сухой", это косвенный удар США по российской государственной власти и выражение отношения к ее внешней политике. Помимо всего прочего американцы не могли не знать, что "Рособоронэкспорт" возглавляет личный друг Владимира Путина Сергей Чемезов. Стало быть, наказание его ведомства - это еще и сознательный укол российскому президенту.
Военные контракты с Венесуэлой - лишь один из фактов явного ухудшения отношений между Москвой и Вашингтоном, которое стало особенно очевидным после вильнюсской речи вице-президента США Дика Чейни в начале мая (см. Ъ от 10 мая). Он резко раскритиковал политику Кремля, обозначив растущее раздражение администрации США внешнеполитическим курсом России, прежде всего ее позицией по Ирану и ближневосточным проблемам.
Москва вначале не старалась скрыть раздражения. Вице-президенту США резко ответил президент РФ, сравнив США с "волком из известной сказки, который все кушает и никого не слушает". Сочтя, что достойный ответ Вашингтону дан, Москва затем несколько смягчила тон, а в преддверии саммита G8 в Санкт-Петербурге вообще перешла на оптимистические ноты - ожидалось, что личная встреча мировых лидеров и прежде всего переговоры с глазу на глаз Владимира Путина и Джорджа Буша сгладят большинство противоречий между Россией и США. Свидетельством примирения должно было стать согласие США на вступление России в ВТО.
Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Документ по ВТО на саммите в Санкт-Петербурге подписан не был. Переговорщики заявили, что практически все технические вопросы решены и дело, мол, за политическим решением. И они не лукавили. Неподписание документа по ВТО стало свидетельством того, что США и Россия не договорились именно по политическим вопросам. А провал российско-американского саммита означал не просто стагнацию в отношениях между двумя странами - началась их явная деградация.
Вскоре после саммита в Москву прибыл президент Венесуэлы Уго Чавес, не скупившийся на резкие антиамериканские высказывания в присутствии высокопоставленных российских политиков. Затем последовал контракт "Рособоронэкспорта" с Ираном на ремонт и модернизацию Су-24. Одновременно Россия все более настойчиво высказывала свою позицию по ливано-израильскому конфликту, явно не совпадающую с линией США. Раздражение сторон нарастало и распространялось на все новые сферы. На прошлой неделе министр энергетики США Сэм Бодман, не особо выбирая слова, выразил недоумение по поводу затягивания Россией решения по Штокмановскому месторождению, на разработку которого претендуют американские компании. Руководство российского "Газпрома" ответило в том же тоне: мол, это наше месторождение и мы сами решим, кому и когда его разрабатывать.
Что дальше
Говоря футбольным языком, американцы перевели мяч на российскую половину поля и теперь ждут реакции России. Субботнее заявление МИД РФ - это явно не последнее слово Москвы. Оно не позволяет сделать вывод о том, как отреагирует Кремль на американский выпад: попытается минимизировать ущерб в двусторонних отношениях и воздержится от ответных мер либо начнет откровенно мстить.
Помимо судьбы переговоров по Штокмановскому месторождению лакмусовой бумажкой может стать и решение России по закупке "Аэрофлотом" 22 дальнемагистральных самолетов на сумму до $3 млрд. Сначала компания склонялась в пользу покупки самолетов Boeing 787, однако в последнее время "Аэрофлот" стал благоволить европейским Airbus A350. Как рассказал вчера Ъ источник, знакомый с планами Boeing и "Аэрофлота", на этой неделе в Москве ожидали приезда президента Boeing Джеймса Макнирни или кого-то из его первых замов. Стороны должны были сделать заявление о принципиальном решении "Аэрофлота" приобрести в качестве дальнемагистрального самолета Boeing 787. Как пояснил собеседник Ъ, перевозчик намерен купить не все 22 необходимые ему машины, а только часть. Окончательный выбор должен быть сделан в конце августа, однако вчера в компании не смогли подтвердить эти сроки и официально отказались комментировать информацию о влиянии санкций госдепа США на решение о выборе поставщика самолетов. Впрочем, если "Аэрофлот" в ближайшее время не определится, то сроки поставки Boeing могут сдвинуться с 2010 на 2012 год - на самолеты, зарезервированные под "Аэрофлот", есть другие покупатели. Как сообщили вчера Ъ в компании, окончательный выбор поставщика будет зависеть от "решения акционеров, которые должны будут учесть все факторы".
Не исключено, что одним из таких факторов, который главный акционер авиаперевозчика - российское государство - обязательно учтет, станут как раз американские санкции в отношении "Рособоронэкспорта" и "Сухого". Срыв сделки с Boeing будет означать, что Кремль дал отмашку дальнейшей конфронтации с США....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
На выставке Airshow China 2024 в КНР экспортную продукцию представят более 50 предприятий ОПК РФ