О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Индия и Россия улетят от Украины

Индия и Россия будут вместе разрабатывать проект среднего военно-транспортного самолета вместо признанного негодным российско-украинского Ан-70

Индия и Россия будут вместе разрабатывать проект среднего военно-транспортного самолета вместо признанного негодным российско-украинского Ан-70. У нового альянса есть все шансы на успех, поскольку потребность в таких самолетах достаточно велика.

Аванпроект - первоначальный этап полномасштабной разработки образца военной техники, определяющий в общем виде возможные варианты его конструктивного облика, состав его основных элементов, а также новые ключевые конструктивные решения, в совокупности соответствующие основным требованиям заказчика.

Уже осенью Россия сможет возобновить работы по созданию нового военно-транспортного самолета средней грузоподъёмности. Как заявил в понедельник Агентству военных новостей директор Авиационного комплекса имени Ильюшина Виктор Ливанов, проект межправительственного соглашения между Россией и Индией по совместному созданию среднего военно-транспортного самолета (программа Multirole Transport Aircraft или МТА) полностью согласован российской и индийской сторонами и может быть подписан через пару месяцев. При этом для того чтобы документ имел законную силу, он должен быть ратифицирован Государственной думой, уточнил Ливанов.

Как сообщили "Газете.Ru" в НП "Объединенная авиастроительная корпорация" (НП "ОАК"), пока речь идёт только об аванпроекте самолёта, поэтому ещё рано говорить о деталях соглашения, лицензировании, финансовой стороне вопроса и т. п. Только на разработку эскизного проекта самолета потребуется не менее года.

Нынешнее межправительственное соглашение предусматривает создание СП с Индией, которое будет заниматься опытно-конструкторскими работами по данному проекту.

При этом уже сейчас известно, каким хотят видеть в итоге самолёт участники проекта: Авиационный комплекс имени Ильюшина, корпорация "Иркут", компания "Рособоронэкспорт" и крупнейшая индийская корпорация Hindustan Aeronautic Limited (HAL). Самолет по программе МТА будет создаваться на базе разработанного Авиакомплексом им. Ильюшина проекта среднего двухмоторного военно-транспортного самолета Ил-214. Взлетный вес новой машины будет порядка 55 т, грузоподъемность - 18,5-20 т, крейсерская скорость составит 850-870 км/ч. Дальность полета с максимальной нагрузкой - 2000 км.

Это будет уже вторая попытка России обзавестись средним военным транспортником.

Первая - совместная российско-украинская программа создания оперативно-тактического военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70 - окончилась неудачей. Программа, техническое задание для которой было написано еще в 1984 году, стартовала в 1993 году. Заказчиками самолета выступили министерства обороны РФ и Украины. Однако итоговый вариант Ан-70 оказался заметно тяжелее, чем было указано в техзадании, и фактически конкурировал с модернизированным Ил-76. По словам главкома ВВС Владимира Михайлова, такой самолет России не нужен и закупать его она не будет. Поэтому Россия предпочла отказаться от завершения проекта и приостановить сотрудничество с АНТК им. О. К. Антонова.

Ранее от закупок модернизированного варианта Ан-70 - Ан-7Х - отказалось НАТО, предпочтя, несмотря на более высокую цену, А400М от Airbus.

В настоящее время успешно функционирует российско-индийская совместная организация "БраМос Аэроспейс Прайвит Лимитед", которая создает новое поколение сверхзвуковых противокорабельных ракет. Активно реализуются контракты на лицензионное производство на территории Индии 140 самолетов Су-30МКИ, 1000 танков Т-90С. Также на территории Индии функционируют совместные предприятия: "ИРАЛ", "Российский технологический центр", "Рособоронсервис (Индия) Лимитед", деятельность которых направлена в первую очередь на обслуживание поставляемой и уже поставленной российской техники. Проводится работа по созданию на территории Индии совместного технического центра по обслуживанию и ремонту самолетов Ил-76, а также сервисных центров по ремонту авиатехники и техники сухопутных войск.

Сейчас украинцы требуют от России полностью погасить задолженность по финансированию проекта в размере $48,2 млн.

В то же время в НП "ОАК" подчеркивают, что этот проект не замена и даже не альтернатива Ан-70 - это совершенно другой самолет. Как сообщил "Газете.Ru" источник в компании, конечная стоимость самолета не должна превысить $45 млн (примерно столько же должна была стоить и российско-украинская машина). "Потребность Индии зафиксирована в количестве 45 машин, российских вооруженных сил - более 80, - добавил источник. - Кроме этого, ожидаются заказы других ведомств и коммерческие заказы, а общая потребность рынка до 2025 года оценивается в более чем 300 таких машин". По поводу выбора партнёра собеседник "Газеты.Ru" отметил, что с Индией у России есть давний опыт сотрудничества в авиастроительной сфере, в том числе по лицензионной сборке самолетов.

По словам другого осведомлённого источника в отрасли, Индию в данном проекте интересуют как раз больше лицензия на сборку подобных самолётов у себя, а также конструкторский опыт, нежели сами самолёты. Возможно, поэтому Индия намерена вложить в проект немалые средства. По словам начальника аналитического отдела "ЦентрИнвест Групп" Дмитрия Уголкова, стоимость подготовки производства МТA составляет $375 млн, которые на паритетных началах проинвестируют обе стороны. Но это небольшие, по мнению аналитика, затраты с учётом общей потребности стран более чем в 200 таких самолетах.

"Общая стоимость реализации проекта может составить около $1 млрд", - добавляет старший аналитик ИГ "ВИКА" Сергей Генералов.

В то же время аналитик ИК "Солид" Игорь Нуждин отмечает, что совместные разработки нежелательны, если речь идёт о поставках этих же самолетов для российских ВВС. "Правда, Индия завязана на наше вооружение, поэтому как партнер она подходит лучше остальных", - полагает эксперт.

Дополнительным аргументом в пользу Индии как партнера по проекту может стать и стремительное развитие индийской металлургии. Сегодня именно Индия способна предложить самые низкие в мире цены на отдельные виды материалов для строительства новых самолетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка