Газета.Ru
8 августа 2006, 11:26
Индия и Россия улетят от Украины
Индия и Россия будут вместе разрабатывать проект среднего военно-транспортного самолета вместо признанного негодным российско-украинского Ан-70
Аванпроект - первоначальный этап полномасштабной разработки образца военной техники, определяющий в общем виде возможные варианты его конструктивного облика, состав его основных элементов, а также новые ключевые конструктивные решения, в совокупности соответствующие основным требованиям заказчика.
Уже осенью Россия сможет возобновить работы по созданию нового военно-транспортного самолета средней грузоподъёмности. Как заявил в понедельник Агентству военных новостей директор Авиационного комплекса имени Ильюшина Виктор Ливанов, проект межправительственного соглашения между Россией и Индией по совместному созданию среднего военно-транспортного самолета (программа Multirole Transport Aircraft или МТА) полностью согласован российской и индийской сторонами и может быть подписан через пару месяцев. При этом для того чтобы документ имел законную силу, он должен быть ратифицирован Государственной думой, уточнил Ливанов.
Как сообщили "Газете.Ru" в НП "Объединенная авиастроительная корпорация" (НП "ОАК"), пока речь идёт только об аванпроекте самолёта, поэтому ещё рано говорить о деталях соглашения, лицензировании, финансовой стороне вопроса и т. п. Только на разработку эскизного проекта самолета потребуется не менее года.
Нынешнее межправительственное соглашение предусматривает создание СП с Индией, которое будет заниматься опытно-конструкторскими работами по данному проекту.
При этом уже сейчас известно, каким хотят видеть в итоге самолёт участники проекта: Авиационный комплекс имени Ильюшина, корпорация "Иркут", компания "Рособоронэкспорт" и крупнейшая индийская корпорация Hindustan Aeronautic Limited (HAL). Самолет по программе МТА будет создаваться на базе разработанного Авиакомплексом им. Ильюшина проекта среднего двухмоторного военно-транспортного самолета Ил-214. Взлетный вес новой машины будет порядка 55 т, грузоподъемность - 18,5-20 т, крейсерская скорость составит 850-870 км/ч. Дальность полета с максимальной нагрузкой - 2000 км.
Это будет уже вторая попытка России обзавестись средним военным транспортником.
Первая - совместная российско-украинская программа создания оперативно-тактического военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70 - окончилась неудачей. Программа, техническое задание для которой было написано еще в 1984 году, стартовала в 1993 году. Заказчиками самолета выступили министерства обороны РФ и Украины. Однако итоговый вариант Ан-70 оказался заметно тяжелее, чем было указано в техзадании, и фактически конкурировал с модернизированным Ил-76. По словам главкома ВВС Владимира Михайлова, такой самолет России не нужен и закупать его она не будет. Поэтому Россия предпочла отказаться от завершения проекта и приостановить сотрудничество с АНТК им. О. К. Антонова.
Ранее от закупок модернизированного варианта Ан-70 - Ан-7Х - отказалось НАТО, предпочтя, несмотря на более высокую цену, А400М от Airbus.
В настоящее время успешно функционирует российско-индийская совместная организация "БраМос Аэроспейс Прайвит Лимитед", которая создает новое поколение сверхзвуковых противокорабельных ракет. Активно реализуются контракты на лицензионное производство на территории Индии 140 самолетов Су-30МКИ, 1000 танков Т-90С. Также на территории Индии функционируют совместные предприятия: "ИРАЛ", "Российский технологический центр", "Рособоронсервис (Индия) Лимитед", деятельность которых направлена в первую очередь на обслуживание поставляемой и уже поставленной российской техники. Проводится работа по созданию на территории Индии совместного технического центра по обслуживанию и ремонту самолетов Ил-76, а также сервисных центров по ремонту авиатехники и техники сухопутных войск.
Сейчас украинцы требуют от России полностью погасить задолженность по финансированию проекта в размере $48,2 млн.
В то же время в НП "ОАК" подчеркивают, что этот проект не замена и даже не альтернатива Ан-70 - это совершенно другой самолет. Как сообщил "Газете.Ru" источник в компании, конечная стоимость самолета не должна превысить $45 млн (примерно столько же должна была стоить и российско-украинская машина). "Потребность Индии зафиксирована в количестве 45 машин, российских вооруженных сил - более 80, - добавил источник. - Кроме этого, ожидаются заказы других ведомств и коммерческие заказы, а общая потребность рынка до 2025 года оценивается в более чем 300 таких машин". По поводу выбора партнёра собеседник "Газеты.Ru" отметил, что с Индией у России есть давний опыт сотрудничества в авиастроительной сфере, в том числе по лицензионной сборке самолетов.
По словам другого осведомлённого источника в отрасли, Индию в данном проекте интересуют как раз больше лицензия на сборку подобных самолётов у себя, а также конструкторский опыт, нежели сами самолёты. Возможно, поэтому Индия намерена вложить в проект немалые средства. По словам начальника аналитического отдела "ЦентрИнвест Групп" Дмитрия Уголкова, стоимость подготовки производства МТA составляет $375 млн, которые на паритетных началах проинвестируют обе стороны. Но это небольшие, по мнению аналитика, затраты с учётом общей потребности стран более чем в 200 таких самолетах.
"Общая стоимость реализации проекта может составить около $1 млрд", - добавляет старший аналитик ИГ "ВИКА" Сергей Генералов.
В то же время аналитик ИК "Солид" Игорь Нуждин отмечает, что совместные разработки нежелательны, если речь идёт о поставках этих же самолетов для российских ВВС. "Правда, Индия завязана на наше вооружение, поэтому как партнер она подходит лучше остальных", - полагает эксперт.
Дополнительным аргументом в пользу Индии как партнера по проекту может стать и стремительное развитие индийской металлургии. Сегодня именно Индия способна предложить самые низкие в мире цены на отдельные виды материалов для строительства новых самолетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
На выставке Airshow China 2024 в КНР экспортную продукцию представят более 50 предприятий ОПК РФ