Ведомости
8 августа 2006, 17:05
Boeing отрезан от России
В "Рособоронэкспорте" расценивает санкции США как наказание России за намерение продать Венесуэле вооружений и военной техники на $3 млрд.
ФГУП "Рособоронэкспорт" и АНХК "Сухой" инкриминируется нарушение принятого в 2000 г. американского закона о нераспространении оружия массового поражения и ракетных технологий в Иран. США ввели санкции против "Сухого", "Рособоронэкспорта", двух индийских, двух северокорейских и одной кубинской компании за предоставление с января 1999 г. Ирану оборудования и материалов, которые можно использовать для разработки оружия массового уничтожения, пояснила "Ведомостям" сотрудник пресс-службы госдепа Нэнси Бэк. Санкции вступили в действие с 28 июля.
Замгендиректора "Сухого" Вадим Разумовский удивлен решением госдепа - последние запчасти для российских самолетов компания поставляла Ирану в 1998 г. "Рособоронэкспорт" поставлял туда зенитно-ракетные комплексы "Тор М-1", говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. В российском Министерстве иностранных дел предлог для санкций считают "надуманным".
Источник в "Рособоронэкспорте" расценивает санкции как наказание России за намерение продать Венесуэле вооружений и военной техники на $3 млрд.
Санкции предусматривают в том числе и запрет на экспорт продукции в США. Макиенко напоминает, как в "стоп-лист" ранее попадали другие предприятия российского ВПК, например Тульское КБ приборостроения, но на их бизнесе это никак не отражалось. А вот "Рособоронэкспорт" и "Сухой" могут понести потери, допускает эксперт: "Сухой" вместе с американским Boeing разрабатывает проект ближнемагистрального самолета Superjet (ранее - Russian Regional Jet). А "Рособоронэкспорт" завершает сделку по покупке 70% акций титановой корпорации "ВСМПО-Ависма" - одного из крупных поставщиков все того же Boeing.
В российских госкомпаниях санкций не боятся. Разумовский говорит, что Boeing лишь консультирует "Сухой" по проектированию и сертификации Superjet. Доля американских поставщиков в себестоимости лайнера не превысит 10%, и можно найти им замену. Топ-менеджер одной из российских авиастроительных компаний указывает, что из-за санкций "Сухой" не сможет прийти с Superjet в США, где продается половина производимых в мире ближнемагистральных самолетов. Но Разумовский парирует, что санкции действуют два года, а за это время новинка до США дойти никак не успеет: "Наш приоритет - Россия, страны бывшего СССР, Западная Европа и Юго-Восточная Азия".
"ВСМПО-Ависма" из-за введения санкций может потерять основного клиента - 40% ее выручки (свыше $200 млн) приходится на Boeing, отмечает источник, близкий к корпорации, если поставки в адрес Boeing будут запрещены, ее ждут большие трудности, перенаправить такой большой объем титана будет некуда. Airbus больше титан закупать не будет, а у российских авиастроителей нет таких потребностей.
Макиенко считает, что плохо придется и Boeing - найти альтернативу поставкам из России невозможно.
Источник, осведомленный о ходе сделки с "Рособоронэкспортом", указывает, что если возникнет опасность срыва поставок металла "ВСМПО-Ависмы" в адрес Boeing, то акции корпорации могут быть куплены не "Рособоронэкспортом", а какой-нибудь другой госструктурой, к примеру Внешторгбанком или "Техснабэкспортом". Но источник, близкий к "Рособоронэкспорту", говорит, что госкомпания не намерена отказываться от сделки: даже если "ВСМПО-Ависме" придется прекратить поставки Boeing, то компания легко найдет новых покупателей. Сейчас спрос на титан на 30% превышает предложение, объясняет он и добавляет: коллизию с поставками стоит решать самому Boeing.
Президент Boeing по России и СНГ Сергей Кравченко заявил, что его компания "начала анализировать" решение госдепа, а комментировать разрыв отношений с "ВСМПО-Ависмой" отказался: "Пока мы не можем сказать, какое это окажет влияние, если окажет вообще, на развитие нашего бизнеса в России".
Тед Карпентер из вашингтонского аналитического центра CATO указывает, что жестких санкций против российских компаний может и не последовать, чтобы не пострадали их американские контрагенты. По закону президент США может предложить конгрессу пересмотреть санкции. Например, до недавнего времени NASA было запрещено сотрудничать с Роскосмосом в сфере запуска пилотируемых космических кораблей. Но после катастрофы шаттла Columbia в 2003 г. американцы попали в зависимость от российских кораблей "Союз". Поэтому в ноябре 2005 г. в закон были внесены поправки, снимавшие ограничения на покупку NASA мест в российских космических кораблях....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
На выставке Airshow China 2024 в КНР экспортную продукцию представят более 50 предприятий ОПК РФ