Время новостей
8 августа 2006, 17:09
"Ни винта, ни гайки"
Госдепартамент США объявил о введении на два года санкций против ФГУП "Рособоронэкспорт" и АХК "Сухой". Обеим инкриминируется нарушение американского закона "О нераспространении в отношении Ирана"
В черный список госдепартамента попали две ведущие российские компании: ФГУП "Рособоронэкспорт" и авиационная холдинговая компания (АХК) "Сухой". Обеим инкриминируется нарушение американского закона "О нераспространении в отношении Ирана". Этот внутренний акт США 2000 года налагает запрет на сотрудничество с Ираном "в сфере распространения оружия массового уничтожения". Российский МИД уже откликнулся на обвинение в адрес компаний, к тому же не имеющих прямого отношения к производству оружия массового поражения, под каковым обычно подразумевают ядерное или химическое оружие. "По сути, речь идет об очередной неправомерной попытке заставить иностранные компании работать по внутреннему американскому распорядку", - говорится в заявлении российского внешнеполитического ведомства. В МИДе называют введение санкций политическим и правовым анахронизмом. Тем более что США хорошо известна номенклатура продукции, поставляемой в Иран компаниями-изгоями.
Российское Министерство обороны, не обременяя себя дипломатическими формулировками, назвало американские санкции еще одним примером недобросовестной конкуренции со стороны США на мировом рынке вооружений. В министерстве полагают, что время для санкций выбрано не случайно: объемы экспортных поставок "Рособоронэкспорта" увеличиваются, и портфель заказов компании быстро растет.
В самих компаниях также убеждены, что предлог для введения санкций надуман. Заместитель генерального директора АХК "Сухой" Вадим Разумовский заявил "Времени новостей": "За последние семь-восемь лет мы не поставили Ирану ни винта, ни гайки". Вполне вероятно, что источник гнева госдепартамента США находится совсем в другой части планеты, - раздражение Кондолизы Райс мог вызвать заключенный недавно крупный контракт с Венесуэлой о поставках в эту страну российской военной техники и вооружения. Речь идет, напомним, не только об автоматах Калашникова, но и, в частности, о 24 самолетах Су-30 и 38 вертолетах (34 Ми-17, два Ми-26, два Ми-35).
В компании "Сухой" категорически отвергают обвинения американского госдепа в свой адрес. "Мы давно присутствуем на рынке США, очень внимательно изучаем законодательство и никогда ничего не нарушали и нарушать не собираемся", - заявил заместитель гендиректора АХК "Сухой" Александр Клементьев. Да и до этого "Сухой" через "Рособоронэкспорт" поставлял в Иран лишь то, что имело отношение к технике, проданной в эту страну еще в начале 90-х годов прошлого века.
Авиастроители надеются, что решение о введении санкций основано на недостоверной информации и в ближайшее время госдепартамент его пересмотрит. Ведь санкции могут отразиться на работах по созданию регионального самолета нового поколения - его наш авиапром создает совместно с несколькими американскими компаниями. Перспективный объем продаж таких самолетов оценивается на сегодня в 12 млрд долл., прогнозируемый спрос - около 800 машин в течение 20 лет.
Вчера руководители АХК "Сухой" ожидали вердикта своих юристов, чтобы узнать, в какой степени будут затронуты интересы компании с точки зрения бизнеса. Без подробного анализа документа госдепа высказывались предположения о том, что, возможно, изменятся сроки вывода нового самолета на международный рынок, на американский же рынок путь для него может быть закрыт вовсе.
При самом худшем развитии событий, как сообщили "Времени новостей" в компании, россиянам придется искать новых поставщиков комплектующих для регионального самолета. Однако и здесь есть выход. Дело в том, что по комплектующим проводились тендеры, их выиграли американцы, однако были в этих конкурсах и "вторые номера", к которым могут обратиться с предложением о сотрудничестве представители компании "Сухой".
В "Рособоронэкспорте" экономическую сторону демарша госдепартамента США пока не рассматривают вовсе. "Экономического ущерба для "Рособоронэкспорта" данные санкции не нанесут", - заверил руководитель аппарата генерального директора ФГУП Дмитрий Шугаев. Тем не менее госпосредник официально предупредил: введение санкций может рассматриваться "как акт, способный впоследствии оказать негативное воздействие на российско-американское партнерство как в области противодействия нелегальным поставкам контрафактной продукции военного назначения российского образца, в частности в Ирак и Афганистан, так и на сотрудничество по другим перспективным проектам". Представители "Рособоронэкспорта" утверждают, что аналогичные вооружения и военную технику поставляют в Иран многие зарубежные фирмы, в том числе из стран - союзников США и НАТО.
Между тем не исключено, что последствия введения санкций испытают в первую очередь американские же компании, которым придется поплатиться за несогласованность действий своего руководства. Источник в российских военно-дипломатических кругах сообщил "Времени новостей", что инициатором введения санкций была госсекретарь Кондолиза Райс и не исключено, что президент Джордж Буш либо был в неведении, либо его в самый последний момент убедили в необходимости этой эмоциональной акции. О том, что решение госдепа было вызвано в первую очередь эмоциями, а не здравым расчетом, говорит тот факт, что о санкциях в отношении российских фирм было объявлено за несколько дней до важной даты, - на следующей неделе "Аэрофлот" должен принять решение о закупке у американской компании Boeing двух десятков пассажирских самолетов. Вполне возможно, что теперь предпочтение будет отдано европейцам - компании Airbus, входящий в концерн ЕАДС. Недополученная прибыль американцев, по оценкам наших экспертов, может составить более 1 млрд долларов.
Но помимо этого самолетостроительному гиганту Boeing стоит ждать и других неприятных последствий введения санкций. В новейшей продукции концерна растет доля деталей из титана, поставляемых российской компанией "Ависма". Как пообещал на недавнем салоне в Фарнборо глава "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов, "более чем блокирующий" пакет "Ависмы" в ближайшее время будет принадлежать "Рособоронэкспорту" (а по некоторым данным, эта сделка уже состоялась). Менеджеры Boeing опасались неконструктивных шагов со стороны "Рособоронэкспорта", однако удар в итоге получили от американской администрации. Теперь преференции по титану вполне может получить Airbus, а Boeing будет вынужден закупать этот материал втридорога.
Но и это не все: по данным информированного собеседника "Времени новостей", Китай, наблюдая за санкциями госдепа, может изменить свое предварительное решение о закупке более чем двухсот самолетов фирмы Boeing и отдать предпочтение его европейскому конкуренту. "В Париже и Тулузе, где налажено производство аэробусов, - сказал собеседник "Времени новостей", - пьют шампанское и благодарят г-жу Райс"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
На выставке Airshow China 2024 в КНР экспортную продукцию представят более 50 предприятий ОПК РФ