Газета
8 августа 2006, 17:16
Логика "холодной войны"
Санкции США против "Рособоронэкспорта" и "Сухого" грозят обернуться колоссальными убытками
О масштабе конфликта можно судить по реакции российских правительственных структур - она была практически мгновенной. "Не считаем такие действия госдепартамента США приемлемыми. Подобные санкции являются очевидным политическим и правовым анахронизмом. Тем более когда такие действия предпринимаются под надуманными предлогами", - говорится в сообщении российского МИДа. В Минобороны обвинения в адрес российских компаний также назвали необоснованными.
ФГУП "Рособоронэкспорт" посчитало необходимым распространить собственное заявление. "Инкриминируемые нашему предприятию нарушения американского закона "О нераспространении в отношении Ирана", налагающего запрет на сотрудничество с этой страной в сфере распространения оружия массового уничтожения, не имеют ничего общего с деятельностью ФГУП "Рособоронэкспорт", не осуществляющего, как известно, поставки за рубеж данного вида вооружения и его компонентов", - говорится в заявлении. Руководство "Сухого" подчеркнуло, что компания несколько лет не заключала сделок с иранской стороной. Заместитель гендиректора "Сухого" Вадим Разумовский сообщил "Интерфаксу", что, по его мнению, решение о санкциях принято "на основании недостоверной информации".
Санкции США могут крайне негативно сказаться на российско-американских экономических связях. Как заявил "Газете" эксперт по торговле вооружениями, директор Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) Руслан Пухов, "несмотря на некоторое охлаждение в наших отношениях в последнее время - и в первую очередь в политическом диалоге, - есть области, где мы связаны с Америкой одним видением проблем". "Одна из этих областей - сотрудничество в высокотехнологичной отрасли, - добавил эксперт. - У Boeing в Москве есть инженерный центр. Мы закупали их самолеты, мы продавали им титан. Помимо дружеских похлопываний у этих отношений было реальное наполнение. Сейчас американцы вынули стержень из этого сотрудничества. Они продемонстрировали, что долгосрочное партнерство с ними в области хай-тека невозможно. При этом они создали проблемы и собственным компаниям. Не удивлюсь, если "Аэрофлот", который собирался объявить о том, что закупает дальнемагистральные Boeing, передумает. Контрольный пакет авиакомпании принадлежит государству, и такой ответ Америке будет выглядеть логично. Между тем цена этого вопроса - 3 млрд. долларов".
Подобные санкции вводятся против российских предприятий не впервые. Но на этот раз масштаб взаимных убытков может стать беспрецедентным. Если для предприятий вроде тульского КБ приборостроения введение аналогичных санкций несколько лет назад прошло безболезненно - они ничего не продают на американский рынок, - то с "Рособоронэкспортом" ситуация иная.
Компания не просто осуществляет поставки вооружений на экспорт. В сферу ее интересов входят и такие предприятия, как "АвтоВАЗ" и "ВСМПО-Ависма". Санкции США распространяются не только на головные компании, но и на филиалы, зависимые фирмы и компании, в которых "Рособоронэкспорту" принадлежат контрольные пакеты. "Вслед за этим шагом американским компаниям могут запретить закупать наш титан, а больше половины российского титана идет на американский рынок", - говорит Руслан Пухов.
Применительно к "Сухому" ситуация, по мнению Пухова, не менее острая. В первую очередь, это связано с проектом SuperJet 100 (регионально-магистральный пассажирский самолет), над которым "Сухой" работает уже несколько лет. 40% комплектующих этого лайнера - европейские и американские. Теперь им придется искать замену. "Но самое печальное, - отмечает Пухов, - что это затруднит, а то и вовсе поставит крест на сбыте самолетов SuperJet 100 на американском рынке, где планировалось реализовывать от 10% до 20% всех произведенных машин".
По мнению российских политических экспертов, демаршу США есть несколько объяснений. Политолог Алексей Малашенко считает, что основная причина санкций - жесткая позиция России в иранском ядерном вопросе.
"Это своего рода сигнал о том, к чему приведет столь нежелательное для Америки упорство России", - сказал он "Газете".
Руслан Пухов считает, что скорее это месть США за недавнее соглашение о поставках самолетов и оружия в Венесуэлу: "Американцы очень нервно относятся ко всем контактам с режимом Чавеса. Мы поставляем ему достаточно мощную систему вооружения. Понятно, что с ней он не может полететь бомбить Вашингтон, но все равно американцам это не нравится. Высказываться на сей счет в открытую было бы некорректно, и США выбрали такой способ. Причем наказаны непосредственные соавторы сделки: "Сухой" продает Венесуэле самолеты через "Рособоронэкспорт".
США ввели санкции против российских предприятий. Чем ответить?
Михаил Делягин - научный руководитель Института проблем глобализации:
"У нас больше возможностей для санкций, чем у американцев, потому что мы больше товаров у них покупаем. Да, санкции США - вещь достаточно болезненная. Но боевые самолеты "Сухого" мы и так американским союзникам не продаем. То есть это удар по гражданской компоненте "Сухого".
Я считаю, что мы как слабый участник этого конфликта должны исходить из презумпции неадекватности и асимметричности ответа. Нужно выбрать ту сферу, где американцы находятся в состоянии наибольшей конкуренции на российском рынке. Ответом могло бы быть введение санкций против компании "Боинг", то есть запрет российским авиакомпаниям на покупку самолетов "Боинг" и требование в течение разумного срока заменить лайнеры этой компании на самолеты компании "Эйрбас" или российских производителей. Не за день, не за год - просто назначается какое-то время, в течение которого эксплуатируемые самолеты "Боинг" должны быть проданы в третьи страны, а взамен должны быть куплены или взяты в аренду другие машины.
Разумеется, для компаний это будет связано с некоторыми потерями и затруднениями, в том числе и с затратами организационных ресурсов, и государству эти затраты придется компенсировать. Причем эти санкции должны сохраняться долгое время после того, как американцы снимут санкции с "Сухого". И один такой ответ спасет огромное количество российских компаний и рабочих мест благодаря тому, что отобьет у американцев охоту в дальнейшем вводить против нас какие-либо санкции.
В столкновении Airbus и Boeing особенно видна конкуренция между американцами и европейцами, и, соответственно, здесь американцы наиболее уязвимы".
Алексей Митрофанов - депутат Госдумы, фракция ЛДПР:
"А мы уже отвечаем американцам тем, что не пускаем их к нашим природным ресурсам! Разве можно будет сейчас вести разговор об их участии в Штокмановском месторождении или, допустим, о закупке "Боингов" для нашей гражданской авиации? Ответ, думаю, понятен.
В условиях такой конфронтации об этом речь идти не может! У американцев две стратегические цели по отношению к нашей стране: во-первых, чтобы у России не было глобальных амбиций, в том числе военных, и, во-вторых - их доступ к нашим ресурсам. Так вот, о последнем им вообще, думаю, надо забыть, по крайней мере до того момента, пока не поменяется администрация США.
За восемь лет пребывания Буша у власти американцы так и не получили доступа к российским ресурсам, а для них это самое сладкое и интересное! Но вопрос о Штокмане висит, хотя мы "вот-вот" обещали принять решение по нему. И вопрос о том, чтобы "Боинги" были здесь, тоже стоит очень остро. Санкции же можно объявлять официально, а можно и не объявлять, но сказать, что мы закрываем эти темы".
Сергей Митрохин - депутат Мосгордумы, заместитель председателя партии "Яблоко":
"Вообще-то надо потребовать, чтобы американцы предъявили серьезные аргументы в пользу этих санкций! Надо требовать полной ясности и прозрачности в этом вопросе, и пусть они опубликуют документы, свидетельствующие о том, что наши компании сделали нечто противоречащее международному праву. Надо отвечать именно этим.
А если мы начнем выдвигать какие-то встречные санкции, то ничего не приобретем, потому что возможности России и США несопоставимы. Россия на почве "симметричных ответов" Соединенным Штатам ничего не сможет добиться! Должно быть требование гласного обсуждения и прозрачного двухстороннего расследования.
Пусть американцы объяснят, что они имеют в виду, какие факты сотрудничества России и Ирана! Иначе это может быть просто недобросовестная конкуренция со стороны американских компаний. А вводить ответные санкции бессмысленно и непосильно для России".
Леонид Ивашов - вице-президент Академии геополитических проблем:
"Не надо обращать на них внимание! У нас в военно-технической области нет каких-то особо крупных совместных проектов с американцами. Кроме того, мы у них практически ничего не закупаем, как и они у нас. Так что эти санкции во многом носят чисто символический характер.
Но вопрос может встать в иной плоскости, если американцы будут давить на третьи страны с тем, чтобы они не покупали нашу военно-техническую продукцию и отказались от других услуг военного характера.
Это прежде всего страны натовской системы, а мы очень активно работали с Грецией, были предпосылки для работы с Турцией. На арабский Восток им сейчас будет труднее давить, а вот на Латинскую Америку - запросто. У нас ОАЭ очень активно покупают вооружение, так вот и они американцев смогут послушать. У США такая практика: они сначала на союзников давят, затем на зависимые от них государства, потом в целом на рынке начинают нас дискредитировать. Но за рынки в любом случае приходится драться. Надо где-то смелее быть, где-то ответить.
Например, мы очень сдержанно с Ираном, с Грецией и с арабскими странами работаем. Эту сдержанность надо прекратить - и у нас тут же появятся новые покупатели в лице Ирана, Сирии и ряда других государств. Даже поставки Сирии чисто оборонительных ракетно-зенитных систем малой дальности вызвали всплеск эмоций у США и Израиля. Здесь-то и нужно действовать смелее!
Или Иран активно предлагает нам совместно производить военную технику, а мы опять оглядываемся на Вашингтон. Мы не вскрыли такие интересные рынки, как Саудовская Аравия, ЮАР. Все это и будет нашим ответом американцам"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
На выставке Airshow China 2024 в КНР экспортную продукцию представят более 50 предприятий ОПК РФ