О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ми-28Н - "серийный убийца"

Минобороны РФ приняло на вооружение вертолет Ми-28, предназначенный для уничтожения танковых соединений противника, объекты, прикрытых ПВО

"Убийца" - потому, что "летающий танк" Ми-28 разрабатывался в свое время для беспощадного уничтожения. Его цели - хорошо защищенные танковые соединения противника, укрепленные объекты, прикрытые ПВО. А "серийный" - потому, что Министерство обороны наконец-то приняло долгожданную машину на вооружение: серийное производство новейшего милевского вертолета стартовало!

Конкурс по разработке боевого вертолета нового поколения, который начался в СССР в начале 80-х годов, растянулся более чем на 10 лет. Подоспевший экономический кризис и вовсе заморозил планы по созданию боевой техники. Оба вертолета-участника конкурса, Ми-28 ОКБ им. М.Л. Миля и Ка-50 ОКБ им. Н.И. Камова, были доведены до приемлемой кондиции только к концу девяностых. К тому времени их оборудование уже порядком устарело и требовало модернизации. Ситуация с Ми-28 осложнялась еще и тем, что формально милевская машина конкурс проиграла - Ка-50 был даже официально принят на вооружение в 1995 году. В связи с этим обстоятельством, а также ввиду резкого сокращения финансирования оборонных заказов вообще и заказов Московского вертолетного завода (МВЗ) в частности, в 1993 году главным конструктором М. В. Вайнбергом было принято решение прекратить государственные испытания Ми-28 на завершающем этапе и сосредоточить силы на разработке на его основе вертолета с принципиально новым интегрированным комплексом бортового оборудования пятого поколения - Ми-28Н.

Для этой задачи решили использовать практически без изменений Ми-28А, как летательный аппарат (такое обозначение получил дневной Ми-28 после появления Ми-28Н). На фирме Миля были уверены, что компоновка и количество членов экипажа изначально выбраны верно, и это утверждение небезосновательно, ведь такая схема прошла проверку в течение 20 лет в боевых условиях на Ми-24, а также на всех боевых вертолетах мира. Тактика применения этого вертолета - ночной полет на предельно малой высоте.

Представленный на авиасалоне МАКС-95 в Жуковском первый летный экземпляр Ми-28Н стал неожиданностью для многих зарубежных и отечественных специалистов. Рассмотрим некоторые стороны концепции боевого комплекса Ми-28Н.

Ставка на надежность

Одной из основных задач при создании семейства Ми-28 было обеспечение простоты технического обслуживания вертолета. В конструкции втулки несущего винта впервые в отечественной практике применены вместо горизонтальных, осевых и вертикальных шарниров сферические эластомерные шарниры. Это упругая конструкция, в которой сферические металлические пластины чередуются с привулканизированными к ним тонкими слоями резины. Такие шарниры не требуют смазки. В других шарнирных соединениях втулки используются самосмазывающиеся металлофторопластовые и тканевые подшипники, в результате на втулке нет ни одной точки смазки.

Для повышения эффективности управления (а оно на Ми-28Н обычного типа с гидроусилителями, хотя уже разработан вариант электродистанционной системы управления) и повышения поперечной устойчивости эквивалентный разнос шарниров втулки по сравнению с Ми-24 был существенно увеличен, однако при этом возросла продольная неустойчивость вертолета. Для компенсации нежелательного эффекта на Ми-28Н применили упруго закрепленный управляемый стабилизатор с несимметричным обратным профилем. Чтобы вывести стабилизатор из потока воздуха, создаваемого рулевым винтом стабилизатор вынесли на верхний конец рулевой балки со стороны, противоположной рулевому винту. На Ми-28Н так же как и на Apache, стоит X-образный рулевой винт.

За счет отсутствия грузовой кабины (хотя в отсеке радиооборудования могут разместиться 1 - 2 человека, например, члены экипажа другого сбитого вертолета) удалось расположить наиболее тяжелые агрегаты и системы вблизи центра масс. Это позволило, по сравнению с Ми-24, существенно уменьшить моменты инерции, особенно в продольной оси. Нижнее расположение хвостовой балки исключало возможность соударения с ней лопастей, что нередко случалось с Ми-24 и Ми-8, когда летчик слишком резко работал рычагами управления при энергичном маневрировании с большими перегрузками.

Конструктивно фюзеляж представляет собой цельнометаллический полумонокок. Милевцы имеют большие наработки по созданию фюзеляжей данного типа. Стараясь максимально использовать этот задел, они практически не использовали композиты. Они применены лишь в конструкциях несущего и рулевого винтов, стабилизатора, киля и некоторых второстепенных узлов.

При создании вертолета большое внимание уделялось обеспечению удобства технического обслуживания в условиях автономного базирования. За счет использования новых технических решений удалось значительно уменьшить объем работ по обслуживанию несущей системы: на несущем и рулевом винтах осталось только по одной точке смазки (вместо двадцати на Ми-24). Конструкция НППУ-28 позволяет производить неполную разборку пушки 2А42 без ее демонтажа. По сравнению с Ми-24 трудоемкость технического обслуживания снижена примерно в 3 раза.

Приказано выжить!

Требования к боевой живучести вертолетов во времена создания Ми-28 были жесточайшими. Уже не говоря о том, что советская техника и так - самая защищенная. У Ми-28 двигатели разнесены по бортам фюзеляжа и разделены главным редуктором. Это исключает возможность поражения обоих двигателей одним выстрелом, что часто происходило в боевых условиях на Ми-24 и Ми-8. В случае отказа или поражения одного двигателя, другой автоматически выводится на максимальный режим. Кроме того, важнейшие системы вертолета могут длительное время работать без смазки. Пожароопасные гидроприводы, где это было возможно, заменены пневматическими. И, конечно, важнейшие агрегаты вертолета (проводка системы управления, электросеть и т.д.) дублированы и разнесены по разным бортам, чтобы исключить вероятность одновременного поражения.

Но самое ценное - это экипаж. Бронекабина пилота и оператора вооружения, так называемая ванна, выполнена из 10-миллиметровых листов алюминиевой брони, на которые наклеены 16-миллиметровые керамические плитки. Двери кабины выполнены из двух слоев алюминиевой брони и слоя полиуретана между ними. Лобовые стекла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, а боковые стекла и стекла дверей - из таких же блоков, но толщиной 22 мм. Кабина летчика отделена от кабины оператора 10-миллиметровой алюминиевой бронеплитой, что сводит к минимуму возможность поражение обоих членов экипажа одним выстрелом.

Огневые испытания, проведенные в ГосНИИАС, показали, что борта выдерживают попадание пуль американского 20-мм пулемета "Вулкан", лобовое стекло - пуль калибра 12,7 мм, а боковые стекла и стекла дверей - 7,62 мм.

Защиту от поражения управляемыми ракетами на Ми-28Н обеспечивают аппаратура для постановки помех радиолокационным станциям и ракетам с инфракрасной системой наведения, аппаратура предупреждения об облучении вертолета радиолокационными станциями и лазерными целеуказателями противника. При этом экипаж оповещается об инфракрасном и радиолокационном облучении с помощью речевой индикации (набор фраз типа "противник сзади!"), блоком контрольных ламп и сообщений на многофункциональном дисплее. Для защиты от ракет с тепловым наведением переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) есть устройство отстрела патронов УВ-26.

На крайний случай

Рассматривая различные системы спасения экипажа, милевцы поначалу отказались от катапультирования с отстрелом лопастей несущего винта, которое применено на Ка-50. Считалось, что при полете, например, строем это равносильно стрельбе лопастями по соседним машинам. Но на Ми-28Н все-таки установили пироболты крепления лопастей.

Система спасения работает по одному из двух алгоритмов, которые на данный момент отработаны и всесторонне испытаны. При возникновении нештатной ситуации или катастрофического разрушения конструкции на высоте более 100 м сначала отстреливаются лопасти винта, консоли крыла и двери обеих кабин, затем специальными резаками перерезаются ремни принудительного притяга, надуваются специальные "трапы" - баллонеты, которые не дают экипажу при покидании задеть шасси или повернутую пушку, и экипаж покидает машину с помощью парашютов.

При такой же ситуации, но на высоте менее 100 м, наоборот, срабатывает система принудительного притяга ремней, надежно фиксирующая экипаж в энергопоглощающих креслах "Памир-К" разработки прославленного КБ "Звезда". Сначала энергию удара гасят основные стойки шасси, которые, деформируясь, поглощают ее. Далее в работу вступают кресла, которые способны погасить вертикальную перегрузку с 50-60 g до 15-17 g, обеспечивая травмобезопасность пилоту и штурману-оператору.
Шасси вертолетов семейства Ми-28 выполнено неубирающимся, что обусловлено малым запасом времени при аварийной посадке. В этой ситуации убирающееся шасси, а тем более шасси, которое закрывается створками, может не успеть выйти из ниш, передав тем самым всю энергию на фюзеляж, что неизбежно приведет к катастрофическим разрушениям. К тому же неубираемое шасси позволило вертолету "сбросить вес" за счет отсутствия механизмов складывания и уборки шасси. Основные стойки шасси на Ми-28Н выполнены энергоемкими, они специальным образом деформируются при грубой посадке, гася значительную часть энергии удара.

Полный "автомат"

Интегрированный комплекс бортового оборудования (ИКБО) Ми-28Н при решении боевых задач обеспечивает пилотирование с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматическом режиме. В шарообразном обтекателе над втулкой несущего винта установлена многофункциональная БРЛС кругового обзора "Арбалет" производства "Фазотрон-НИИР". РЛС обеспечивает вертолету возможность вести поиск целей, работая вместе с обзорно-прицельной системой в обычном режиме. Вертолет может производить поиск целей, укрываясь в складках местности или за деревьями, выставив из-за укрытия только свою "макушку". В этом случае достаточно только использование РЛС. Определив цели и их тип, распределив их по необходимости между вертолетами группы, выбрав объект для атаки, вертолет энергично выходит из засады и "обрабатывает" цели средствами поражения или наводит ударную авиацию или другие вертолеты группы. Кроме того РЛС Ми-28Н, в отличие от РЛС AH-64D Longbow, способна решать пилотажно-навигационные задачи. Она также обеспечивает выдачу информации о препятствиях, включая отдельно стоящие деревья и провода линий электропередач, делая возможным круглосуточный полет на предельно малой высоте (5-15 м) даже в сложных метеоусловиях. Той же цели служат очки ночного видения и пилотажная тепловизионная станция, которая может давать информацию как инфракрасное "окно в ночь" в любом направлении, обозначенном поворотом головы летчика, получая целеуказание от нашлемной системы или бортового компьютера.

На вертолете установлена система картографической информации с высокой степенью разрешения и банком цифровых данных о рельефе местности в районе боевых действий. Вычислительная система может формировать на основе этих данных трехмерное изображение участка местности, на котором находится вертолет, а это легко уточнить с помощью спутниковой навигации, скомплексированной с инерциальной. Все многообразие информации представляется летчику и штурману-оператору на цветных жидкокристаллических дисплеях, установленных по три в передней и задней кабинах.
Электронное оборудование включает в себя также систему ориентации по физическим полям Земли и комплекс средств связи.

От пушки до ракет

Вооружение вертолета Ми-28Н во многом унаследовано от дневного варианта Ми-28А и состоит из пушечного, управляемого и неуправляемого ракетного вооружения.

Подвижная пушечная установка оснащена пушкой 2А42 калибра 30 мм. Эта же пушка установлена на Ка-50, -52 и Ми-28А, а также на БМП-2, -3, БМД-2, -3 и -4. Привод пушечной установки - электрический. Питание пушки - ленточное, двухстороннее из двух патронных ящиков, закрепленных на турели. Это значительно повышает надежность работы системы (отсутствуют гибкие перекручивающиеся рукава). Благодаря селективному питанию экипаж может выбрать тип снаряда (бронебойный или осколочно-фугасный) непосредственно во время боя.

Опыт применения пушек на различных вариантах Ми-24 показал, что подвижная пушка гораздо удобнее в эксплуатации: разворот счетверенного пулемета на турели Ми-24Д занимал в 3-4 раза меньше времени, чем разворот всего вертолета Ми-24П с неподвижной пушкой. К тому же вертолету с подвижной пушкой не надо разворачиваться, гася при этом скорость до 100 км/ч, что делает вертолет более уязвимым для противника.

Углы отклонения пушечной установки составляют +110 -110° в горизонтальной плоскости и +13 -40° в вертикальной и соответствуют углам отклонения ОПС. Применение пушки на Ми-28Н осуществляет оператор, хотя прицеливание может производить летчик при помощи нашлемной системы целеуказания.

Управляемое ракетное вооружение состоит из УР "Игла", ПТУР 9М120В "Атака-В" и ее "прародителя" - 9М114 "Штурм", которые устанавливались на поздних модификациях вертолетов Ми-24, Ка-29. Сверхзвуковая высокоточная управляемая ракета "Атака-В" имеет радиокомандную систему наведения повышенной помехозащищенности, которая имеет ряд преимуществ перед лазерной: например она больше приспособлена к работе в дыму, пыли, сильном тумане. "Атака-В" поражает танки с динамической защитой, а также воздушные цели. Сверхзвуковая УР "Игла" относится к ракетам класса "воздух - воздух". Она предназначена для обороны вертолета от самолетов и вертолетов противника. Благодаря БРЛС "Арбалет" эти ракеты круглосуточно применяются в режиме "пустил - забыл", то есть являются полностью автономными после пуска. Ракеты всех трех типов унифицированы с боеприпасами сухопутных войск. Их пуск осуществляется оператором. Радиус применения всех типов управляемого вооружения - более 8 км.

В настоящее время для Ми-28Н разработаны новые ПТУР 9М-120Д "Атака-Д" с увеличенной до 10 км дальностью пуска. Применение этой ракеты на Ми-28А было невозможно из-за низкой разрешающей способности ОПС, не позволяющей вести поиск и обнаружение целей на дальностях более 6 км. Новая ОПС вместе со станцией ночного видения обеспечивает поиск точечных подвижных и групповых целей на удалении до 10 км.
В состав вооружения входят также неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-57, С-80 и С-13 калибра 57, 80 и 122 мм соответственно. Максимальное количество НАР на точках подвески составляет 128 шт. для С-57, 80 шт. для С-80 и 20 шт. для С-13. Из неуправляемого вооружения можно отметить еще и 23-мм авиационные пушки ГШ-23 в неподвижных универсальных пушечных контейнерах УПК-23-250. На вертолете может устанавливаться две таких гондолы с боезапасом по 250 снарядов в каждой. Применение всей номенклатуры неуправляемого вооружения может осуществляться летчиком.

Может показаться, что НАР является устаревшим видом вооружения, но в случае группового применения вертолетов этот вид вооружения может оказаться незаменимым. Например, в случае группового налета на авиабазу противника, сначала вооруженные ПТУРами вертолеты устраняют очаги ПВО с безопасного расстояния и, израсходовав весь боекомплект призывают на помощь вертолеты с НАРами, которые уничтожают с близкого расстояния ангары, склады, наземные сооружения. Применение по этим видам целей ПТУР неоправданно дорого. Кроме того НАР очень эффективны при стрельбе по живой силе, автомобилям и т.д., поэтому НАР обязательно должны быть в составе вооружения даже чисто противотанковой машины.

Вооружение вертолета может быть дополнено управляемыми ракетами типа Р-73 класса "воздух - воздух", способными эффективно поражать воздушные цели, маневрирующие с перегрузкой до 12 g в диапазоне скоростей от 0 (вертолет на висении) до 2500 км/ч и ракетами класса "воздух - поверхность". Возможно оснащение Ми-28Н противорадиолокационными ракетами типа Х-25МП, которые автоматически наводятся на источник излучения.

Ми-28Н может использоваться и как постановщик минных заграждений, для чего под крыло подвешиваются контейнеры малогабаритных грузов КМГУ-2. Также необходимо отметить, что помимо новейших образцов вооружения Ми-28Н может нести всю номенклатуру подвесного вооружения Ми-24, что повышает эффективность их совместного использования в строевых частях.

Перспективы

В настоящее время первый серийный Ми-28Н передан в Центр боевого применения армейской авиации в Торжке. Кстати, там же до недавнего времени осваивали камовскую "Черную Акулу" Ка-50. Увы, судьба этого не менее выдающегося вертолета пока складывается не лучшим образом: проект заморожен… Ну а милевской машине можно только позавидовать - государственное финансирование возобновлено, и программа Ми-28Н объявлена приоритетной для армейской авиации. Два образца (один серийный и один опытный) уже успели отметиться на совместных российско-белорусских учениях, а к 2010 году Россия должна поднять уже несколько эскадрилий "двадцать восьмых". А там, глядишь, и экспортные контракты подоспеют… Во всяком случае, интерес к новому милевскому боевому вертолету со стороны западных специалистов велик. И неудивительно - машина того заслуживает....
Авторские права на данный материал принадлежат «Энергетика, промышленость, регионы». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка