Коммерсантъ - Казань
11 августа 2006, 13:32
Обвинение просит посадки
Прокуратура Калининского района Уфы оспорила приговор Калининского райсуда в отношении 17 обвиняемых в хищениях с УМПО комплектующих для военных самолетов Су-27
Вчера в Калининской прокуратуре Уфы "Ъ" сообщили об обжаловании в Верховном суде Башкирии приговора в отношении 17 обвиняемых в хищениях деталей с УМПО. 10 дней назад Калининский райсуд приговорил большинство уча-стников процесса, длившегося 2,5 года, к штрафам и условным срокам. Лишь четверых обвиняемых, имевших наиболее заметное должностное положение, - Александра Понизова, Владимира Смирнова, Ильмира Шарифуллина и Евгения Юсупова суд приговорил к 2 годам лишения свободы каждого. Они были взяты под стражу в зале суда. Троих фигурантов - Игоря Горлова, Владимира Ковалева и Юрия Медведева суд обязал выплатить 200, 150 и 100 тыс. рублей соответственно. Все 17 подсудимых должны возместить УМПО около 1 млн рублей в качестве компенсации похищенного. Прокуратура осталась недовольна приговором, настаивая на 5-6 годах заключения.
Как выяснило следствие, на УМПО, производителе двигателей к истребителям "Су", в 2002 году действовала хорошо отлаженная система хищений и сбыта производимых в "закрытых" цехах деталей и ремкомплектов к боевым самолетам. Следствие выяснило, что задействован в ней был целый ряд начальников цехов и производств. На них вышли после того, как осенью 2002 года УФСБ заподозрило Юрия Медведева в несанкционированном получении и вывозе в Москву деталей к двигателям АЛ-31Ф. Господин Медведев до 1998 года являлся представителем сингапурской фирмы Raytronic, через которую УМПО осуществляло поставки за рубеж ремкомплектов к своим двигателям, и сохранил влиятельные связи на заводе - в ходе оперативной разработки был выявлен довольно большой круг и других лиц, причастных к процессу. В частности, в числе организаторов хищений были, по данным следствия, хорошо знавший господина Медведева экс-начальник отдела внешнеэкономических связей УМПО Владимир Ковалев, а также 41-летний сын бывшего замминистра гражданской авиации СССР, старший менеджер фирмы "Двигатель" московской внешнеторговой организации "Авиа-Экспорт" Игорь Горлов. Последний занимался организацией поставок комплектующих к авиадвигателям и часто бывал в Уфе. По версии обвинения, он передал компаньонам список из 400 деталей, которые якобы необходимы для поставок китайским партнерам. Как выяснило следствие, для выполнения этого сомнительного заказа на предприятии развернули сеть по изготовлению и ремонту неучтенных комплектующих, выносу их с территории завода и вывозу в Москву для дальнейшей реализации - в пассажирских поездах, в обычных чемоданах и дорожных сумках. Как утверждается в обвинительном заключении, Владимир Ковалев и Юрий Медведев договорились с замдиректора основного производства по механическим и механосборочным цехам УМПО Евгением Юсуповым, начальниками цехов Владимиром Смирновым, Александром Понизовым, Ильмиром Шарифуллиным, начальником техотдела ин-струментального производства Петром Ремезовым и рядом других работников УМПО. Они как представители руководства предприятия, согласно действовавшим тогда нормам, не досматривались на проходных и могли без проблем выносить детали. Похищенные изделия впоследствии переправлялись на склады ряда фирм в Москве. Долларовую выручку от реализованного участники сети делили между собой.
Исследовав эту цепочку, сотрудники УФСБ сначала пресекли канал поставок, который проходил через Курский вокзал Москвы, а затем, в октябре 2002 года, окончательно заблокировали деятельность группы. Тогда они задержали с поличным на железнодорожном вокзале Уфы Юрия Медведева при попытке вывезти очередную партию деталей в Москву. Похищенное было оценено в сумму свыше $100 тыс. Как считает следствие, в июле-сентябре 2002 года подобные поездки осуществлялись как минимум ежемесячно.
В феврале 2004 года УФСБ предъявило обвинение по статье 160 части 3 УК РФ ("Присвоение и растрата, совершенные организованной группой в крупном размере") всем 17 участникам хищений. Почти все они свою вину признали. Обвиняемые показали на начавшемся в том же году судебном процессе, что выносили с предприятия трубопроводы, лопатки к турбинам, винты, шестерни, болты и прочие детали к моторам. При этом они подтвердили, что знали о двойном назначении этих изделий и об особом в связи с этим порядке их продаж.
Как выяснило следствие, преступный бизнес имел успех, поскольку иностранные компании, обслуживающие парк закупленной в России авиатехники, легальным закупкам у производителей и "Рособоронэкспорта" предпочитали более дешевый "левый" товар. Так, лопатка для турбины двигателя стоит свыше $1 тыс., а через похитителей - $100. В итоге от такой незаконной конкуренции страдали официальные производители, в том числе само УМПО, очевидно, поэтому руководители самого предприятия, по данным "Ъ", старались оказывать максимальную помощь следствию. Однако, как считают эксперты, еще больше от подобных хищений страдала деловая репутация России - как выяснилось на суде, из цехов чаще всего выносили на продажу подготовленную к утилизации отбраковку, не прошедшую ОТК, либо пришедшие на ремонт "бэушные" детали. В ходе экспертизы часть деталей была признана негодной, часть - "условно годной".
Не исключено, что дело получит продолжение, пос-кольку в нем осталось немало "белых пятен". Так, судя по ряду показаний на суде, похищенные детали перед экспортом проходили легализацию путем оформления в подставных фирмах как запчасти для гражданских энергоустановок. При этом производителями деталей указывались УМПО, "Салют" либо несуществующий Калужский завод топливной аппаратуры. Господин же Горлов, который, как показали свидетели, непосредственно принимал продукцию от башкирских "поставщиков" в Москве, единственный из 17 подсудимых не признал свою вину. Он заявил, что никаких деталей у уфимцев не покупал, общался с представителями УМПО лишь в рамках официальных контактов и вообще в момент инкриминируемых операций находился на отдыхе в Швейцарии. В "Авиа-Экспорте", в свою очередь, открестились от "левых" схем, заявив, что если их сотрудником и предпринимались какие-то сомнительные операции, то это был "исключительно его частный бизнес". Возможно, на новом этапе разбирательства суд заставит следствие докопаться до нюансов "серого" экспорта....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"