АвиаПорт.Ru
15 августа 2006, 09:22
В интересах малой авиации России принят закон "О внесении изменений в "Воздушный кодекс"
Федеральное Собрание приняло Закон "О внесении изменений в Воздушный Кодекс". Закон подписан президентом РФ В. Путиным 18 июля 2006 года
Подписанный президентом РФ закон учитывает целый ряд предложений, которые в течение последних лет вносились предприятиями, организациями, личными владельцами воздушных судов в целях упрощения процедуры регистрации, сертификации, обеспечения эксплуатации воздушных судов малой авиации.
В законе введено понятие физического лица в качестве владельца воздушного судна. Введено также понятие уведомительного принципа выполнения полетов, вместо ранее существовавшего разрешительного принципа эксплуатации воздушных судов. Упрощена система сертификации и регистрации сверхлегких и, частично, легких воздушных судов, если они относятся к авиации общего назначения. Более четко в законе определена малая авиация, как не относящаяся к авиации для коммерческих авиаперевозок. Упрощена также и система подготовки пилотов сверхлегких летательных аппаратов - не требуется получение сертификата, а достаточно, чтобы пилот был подготовлен инструкторами, получившими соответствующее разрешение уполномоченного органа в области гражданской авиации.
Впервые в законе предусмотрена "градация" воздушных судов авиации общего назначение: категория легких воздушных судов максимальной массой до 5700 кг, легких вертолетов массой до 3100 кг и сверхмалых летательных аппаратов массой до 495 кг.
Принятый закон позволит сделать первый шаг в развитии малой авиации в России, на необходимость развития которой неоднократно обращал внимание президент РФ в своих поручениях.
Напомним, что еще в мае 2004 года президент РФ поручил разработать меры по развитию малой авиации, включая инфраструктуру. В новом законе в области деятельности инфрастуктуры также введены некоторые упрощения и определения. В частности, выделяется такая составляющая инфраструктуры как вертодром - участок земли или определенный участок поверхности, сооружения, предназначенные полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов.
Введено понятие посадочной площадки - участок земли, льда, поверхности воды, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Тем не менее, закон носит рамочный характер - в нем нет мер пор обеспечению реализации мер и мероприятий, которые должны упростить деятельность малой авиации в стране. Все это отсылается на деятельность уполномоченных федеральных органов, разработку соответствующих авиационных правил. Таким образом, принятие закона о внесении изменений в Воздушный кодекс является необходимым условием, но без принятия федеральной целевой программы "О малой авиации" этот закон не заработает.
А между тем, в сегодняшней России тысячи городов и населенных пунктов никак не связаны между собой. Около 12 млн. россиян живут в городах и поселках, где круглогодичного наземного сообщения с "большой землей" не существует. Причем большинство из этих удаленных мест - Крайний Север, Дальний Восток, Забайкалье, Предуралье, Зауралье.
В начале 1990-х, по данным Минтранса РФ, региональная авиация ежегодно выполняла около миллиона рейсов и перевозила почти 10 миллионов пассажиров. Сегодня пассажирские перевозки на легких самолетах сократились почти в 40 раз, а на самолетах Ан-2 - более чем в 50 раз. Как результат воздушные суда "местного значения" перевозят всего 400 тысяч человек в год.
По данным Минтранса России, к началу 90-х годов малая (региональная) авиация выполняла около миллиона рейсов в год. Более 500 пассажирских самолетов Ан-2 и 450 самолетов L-410 и Ан-28 перевозили почти 10 миллионов пассажиров ежегодно. По данным Минтранса России, к 2000 г. работало уже не более 800 местных авиалиний - в два раза меньше, чем в середине 1990-х годов. К 2003 г. их количество убавилось еще на 200, а постоянный рост цен на топливо подстегнул этот процесс. В результате тарифы на авиаперевозки продолжают расти. Сокращается пассажиропоток, сокращается число авиаперевозчиков, разваливается инфраструктура. За последние 12 лет закрылись около 900 аэродромов класса "Д" и "Е" (если в 1992 г. их было 1068, то в 2004 г. - только 167).
Для сравнения, в США эксплуатируют сегодня более 250 тысяч самолетов авиации общего назначения, из них 70 тысяч используют для деловых и корпоративных перевозок. По статистике, в тех же Штатах сейчас у каждого 30-го есть пилотское удостоверение, а у одного из тысячи - личный самолет. Для сравнения - в России, по разным оценкам, эксплуатируется более 4,5 тыс. самолетов, принятых к эксплуатации еще во времена СССР без сертификатов типа....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"