Коммерсантъ
14 августа 2006, 18:08
Неравный бой
Теракты не удастся предотвратить лишь за счет новых запретов и ограничений
Что же дальше? По оценкам американской Homeland Security Research Corporation, в 2005 году на борьбу с терроризмом в мире было потрачено около $48 млрд. Эксперты ожидают, что в ближайшем будущем эта сумма будет расти-до $57 млрд. в 2007 году и до $170 млрд. в 2015. Однако, по оценке самого министерства национальной безопасности, в 2005 году, несмотря на огромные финансовые затраты и резкое ужесточение режима, система безопасности американских аэропортов не стала работать лучше. Исследователи из университета Нью-Мексико проанализировали теракты, происходившие в 1968-2004 годах, и пришли к выводу, что даже если удастся снизить число трагедий, их масштаб будет неизбежно возрастать. В период до 2008 года, по их мнению, с очень высокой вероятностью можно ожидать трагедии, сравнимой с 11 сентября.
Проблема в том, что действия властей носят в основном реактивный характер. Во-первых, в ответ на изобретение террористами все новых и новых приемов массового убийства, правительства предпочитают отвечать введением все новых и новых ограничений. В ответ на попытку пронести на борт взрывчатку в ботинке, власти могут ответить лишь общим для всех пассажиров требованием снимать обувь при досмотре. Однако фантазия террористов кажется неистощимой: власти заведомо проигрывают "гонку вооружений" именно из-за неспособности действовать на упреждение. В одних только США на установку дополнительного оборудования для "просвечивания" багажа было затрачено в последние годы $2,5 млрд. Для обеспечения безопасности полетов было создано специальное агентство с бюджетом в $6 млрд. Но опыт показывает, что многомиллиардные затраты оказываются напрасными из-за ножа для резки бумаги ценою меньше доллара. Во-вторых, власти повсеместно реагируют на теракты повышением роли государственного аппарата. Армия американских досмотрщиков багажа и пассажиров увеличилась с 2001 года в три раза (до 60 тыс. человек). При этом она стала в результате даже более неповоротливой и неэффективной, считают аналитики Heritage Foundation, в том числе и потому, что, стремясь повысить безопасность аэропортов, правительство отстранило от проведения предполетных досмотров частные фирмы. Между тем передача функций предотлетного досмотра в руки государственных органов только кажется решением проблемы - "человеческий фактор" при этом сохраняется. У террористов, арестованных в Британии, был свой агент в службе безопасности аэропорта. Другой пример "человеческого фактора" - трагедия 24 августа 2004 год в Домодедово, когда смертницы, взорвавшие два самолета, были пропущены на борт именно сотрудником правоохранительных органов.
Сталкиваясь с перспективой повторения терактов, граждане, конечно, соглашаются на все новые и новые ограничения: никому уже не кажется странной необходимость снимать ботинки в аэропорту. По данным опроса, проведенного в США 10-11 августа, большинство американцев согласно и на увеличение стоимости билета, обусловленное новыми мерами безопасности, и на запрет проноса жидкости в салон - лишь бы им гарантировали безопасность. Однако безопасность, как выяснилось, им гарантировали действия английских спецслужб, которые применили метод такой же старый, как и сами спецслужбы: внедрение в исламистские круги своего агента. Основа терроризма - агитация и работа с людьми. Только эти методы могут быть эффективными и в борьбе с ним....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали