Известия
16 августа 2006, 13:08
На чем будут летать в России в XXI веке
Обновляя парк самолетов, все больше российских авиакомпаний отдают предпочтение иномаркам - Boeing и Airbus
Отечественные авиакомпании все сильнее чувствуют необходимость модернизации собственного флота. Если доля топлива в расходах западных авиаперевозчиков даже при нынешнем рекордном росте цен не превышает 25%, то в России этот показатель равен 50%. Виной тому - старые отечественные самолеты, топливная эффективность которых вдвое уступает зарубежным аналогам. Летать на таких самолетах становится нерентабельно. "Вопрос обновления парка - это вопрос жизни и смерти перевозчика: те из них, кто не сможет ввести в строй более эффективные самолеты, просто исчезнут", - говорит директор по маркетингу альянса AiRUnion Андрей Егоров.
Острота ситуации заключается в том, что все существующие на сегодняшний день отечественные "новинки" - Ил-96, Ту-204 и Ту-214 - проектировались в 80-х годах прошлого века и уже не отвечают современным требованиям экономичности. К тому же крайне слабо развита система послепродажного обслуживания этих самолетов. "В России еще не научились разрабатывать самолет в рыночных условиях", - говорит генеральный директор ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) Виктор Субботин. Это привело к тому, что сейчас мировой рынок магистральных самолетов полностью контролируют европейский Airbus и американский Boeing, а продукция отечественного авиапрома оказалась невостребованной. Российскую технику берут крайне редко, и то с целью получить от государства таможенные льготы на ввоз иномарок или компенсацию части выплат по лизинговым платежам. Национальный перевозчик - компания "Аэрофлот" - для формирования своего дальнемагистрального флота выбирает между перспективными Boeing 787 Dreamliner и Airbus А350. И даже региональные компании уже предпочитают закупать иномарки, несмотря на 40-процентные таможенные пошлины.
По словам генерального директора консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, российским авиакомпаниям сейчас не хватает всех типов самолетов. Таким образом, спрос на продукцию Boeing и Airbus со стороны российских перевозчиков в ближайшие годы будет только расти. Однако существует ниша, где Россия наверняка проявит себя и сможет занять достойное место среди не столь сильных игроков.
"Российские разработки могут занять доминирующие позиции в сегменте региональных самолетов", - уверен генеральный директор ЗАО "ГСС" Виктор Субботин. Эта компания (дочернее предприятие компании "Сухой") создает российский самолет будущего, который появится в небе к 2008 году. Раньше он носил название Russian Regional Jet, но на июльской аэрокосмической выставке в Фарнборо самолету дали новое имя -Sukhoi Superjet100. Это будет семейство реактивных лайнеров вместимостью 60, 75 и 95 мест и с дальностью полета более 3 тыс. км. Оно придет на смену Ту-134, которые в ближайшие годы пойдут на списание. Первые самолеты соберут на КнААПО (Комсомольск-на-Амуре), но впоследствии конечная сборка может переместиться в Воронеж.
Уникален проект тем, что Россия создает этот самолет не в одиночку, а при участии иностранных партнеров из Европы и США: американская компания Boeing выступает в роли консультанта по вопросам проектирования, производства, маркетинга и продаж, а также сертификации в рамках требований FAR и JAR (сертификационные стандарты США и Евросоюза), авионику для самолета делает французская Thales, систему управления - Liebherr, гидравлику - Parker, шины - Dunlop и Michelin. Двигатель для семейства Sukhoi Superjet100 создает учрежденное НПО "Сатурн" и французской корпорацией Snecma СП PowerJet.
Sukhoi Superjet100 не конкурирует с Boeing и Airbus (вместимость их самого маленького самолета - 120 человек), он прямой соперник других авиапроизводителей - канадского Bombardier и бразильского Embraer. "Это серьезные компании, которые обосновались на этом рынке, и их самолеты уже давно летают. Тягаться с ними будет очень сложно, - говорит Субботин, - но в Superjet заложены характеристики, которые должны обеспечить нам преимущество: новый двигатель и современная аэродинамика сделали его на 8-10% экономичнее". Он также подчеркивает, что для пассажира пребывание на борту будет значительно комфортабельнее за счет более широких кресел и проходов, большего объема салона и увеличенных на 27% багажных полок. Именно для того, чтобы узнать точку зрения ведущих авиакомпаний мира по этому и другим поводам, компания регулярно проводит консультативные советы авиакомпаний, в работе которых принимают участие, в частности, "Аэрофлот", "Сибирь", "Пулково", SAS, Air France, Lufthansa, SN Brussels.
Интерес к российскому проекту стал настолько велик, что недавно итальянская компания Alenia Aeronautica, которая совместно с французским партнером выпускает гражданские среднемагистральные турбовинтовые ATR 42 и 72, договорилась купить 25% + 1 акция ГСС. "Логика итальянцев очевидна: реактивные Sukhoi Superjet100 - это тот продукт, который они могут предложить своим клиентам по мере развития бизнеса авиакомпаний", - говорит руководитель аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Он отмечает, что компания уже сумела продать 800 турбовинтовых ATR и ее опыт будет очень полезен при продвижении российского самолета и создании системы послепродажного обслуживания.
По словам Субботина, рынок региональных самолетов в период до 2025 года будет составлять примерно 5700 машин. Эксперты говорят, что в денежном выражении это 150 млрд долл. Вся программа Superjet100 с учетом затрат на разработку двигателя и создание инфраструктуры поддержки оценивается в 1,6 млрд долл.: относительно небольшие вложения за "входной билет" на такой перспективный рынок.
ГСС рассчитывает занять порядка 20% рынка. "Наша доля меняется в зависимости от развития программы. Если раньше мы надеялись продать около 800 самолетов, то после прихода Alenia наша доля объективно должна возрасти до 1000-1100 машин", - отмечает глава ГСС.
Однако пока только "Аэрофлот" и ФЛК подписали твердые контракты на самолеты: национальный перевозчик возьмет 30 самолетов, лизинговая компания - 10. "Основные условия контракта также определены с AiRUnion, сейчас наши рабочие группы готовят договор, и я уверен, что в этом году мы его подпишем", - рассказал Субботин о еще одном потенциальном заказчике.
"На ближнемагистральном рынке спрос на такой самолет есть, и после того, как Sukhoi Superjet100 получит необходимые сертификаты и будет опробован в эксплуатации "Аэрофлотом", он может быть востребован и в Европе, и на Ближнем Востоке", - считает заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"