Российская газета
16 августа 2006, 16:48
Мы обречены летать. И летать безопасно
Как будет развиваться аэронавигационная система страны? Насколько велик риск авиационных катастроф? Подорожают ли авиационные билеты? Об этом и многом другом рассказывает руководитель Росаэронавигации А. Нерадько
- Образно говоря, небо напоминает многослойный пирог: здесь пролегают сотни воздушных трасс и эшелонов. Долгие годы контроль за авиационными дорогами был в руках и военных, и гражданских диспетчеров. Причем приоритет всегда оставался за первыми - ни один гражданский самолет не мог лететь без их разрешения. У кого сегодня главные ключи от неба?
- Мало кто знает, что каждую минуту в воздушном пространстве Российской Федерации находятся где-то около ста тысяч пассажиров. Мы обречены летать, и летать безопасно. Около 30 тысяч человек на земле контролируют и управляют полетами. Сейчас государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляет только одно ведомство - Росаэронавигация. Указом президента эти функции исключены из ведения министерства обороны и министерства транспорта. У неба теперь один хозяин. Военные и гражданские диспетчеры располагаются в одном зале, наблюдают одну картинку радиолокационной обстановки. Идет интеграция военного и гражданского секторов. Хотел бы сразу сказать, что это процесс не одного дня. Но ведомство сейчас одно.
Вместе с тем главным приоритетом в использовании воздушного пространства остается обеспечение национальной безопасности. Этот приоритет установлен законом, Воздушным кодексом РФ.
- Насколько верно, что к созданию Росаэронавигации подтолкнул инциденте вьетнамским "Боингом", который якобы "инкогнито" пролетел через всю страну? Некоторые сравнивают эту ситуацию с посадкой Руста на Красной площади, когда срочно спохватились модернизировать систему ПВО.
- Инцидент с вьетнамским "Боингом" как раз наглядно показал отсутствие должного взаимодействия между военным и гражданским секторами. На самом деле у этого самолета было разрешение на полет, выданное в то время Федеральным агентством воздушного транспорта. Но в силу просчетов отдельных должностных лиц здесь, в Москве, разрешение не было доведено как положено до военных секторов оперативных органов Единой системы организации воздушного движения. Хотя самолет был опознан. Он летел по маршруту не отклоняясь, управлялся органами управления воздушным движением и выполнял команды диспетчеров. Однако военные начали беспокоиться. Этот вопрос решался очень просто. Но, поскольку, может быть, каждый защищал честь своего мундира, все это и вылилось в такой неприятный инцидент.
- Еще весной вы обратились в Генпрокуратуру с просьбой прекратить уголовное дело, возбужденное в отношении диспетчеров, которые вели самолет. Вы приводили аргументы, которые высказали сейчас?
- Было проведено служебное расследование. Его выводы я вам озвучил. С созданием Федеральной аэронавигационной службы исчезли условия, которые стали причиной этого инцидента. И мы обратились действительно сначала вместе с главкомом ВВС B.C. Михайловым, а затем и вместе с начальником Генерального штаба Вооруженных сил Ю.Н. Балуевским в Генпрокуратуру с просьбой тщательно рассмотреть все обстоятельства еще раз. Здесь, видимо, сказалось еще то, что диспетчеры понимали: самолет летит из Вьетнама и преодолел уже большую часть пути. Диспетчеры не знали, какой остался запас топлива. И они поставили себя на место пилотов. Я думаю, что возвращение этого самолета, может быть, сыграло бы еще худшую роль для имиджа Российской Федерации. Сейчас материалы переданы в суд. Но у меня все-таки есть уверенность, что суд объективно рассмотрит все обстоятельства, все причины.
- В Великобритании сейчас понижен уровень угрозы национальной безопасности - с "критического" до "высокого". Однако опасность терактов сохраняется. Какие меры предпринимают авиационные власти России, и в частности Росаэронавигация?
- Мы, безусловно, реагируем, поскольку почти 50 процентов полетов над территорией России составляет международный транзит. В такие периоды даются необходимые указания оперативным органам управления воздушным движением - отслеживать малейшие отклонения в планах полета, малейшие отклонения от трасс.
- Какая проблема вас волнует сегодня особенно?
- Экономическая составляющая развития аэронавигационной системы страны. У нас есть предложения, которые в четверг мы должны обсудить с министром экономического развития и торговли Германом Грефом....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
В Росавиации обсудили развитие сотрудничества с Израилем
Ноябрь 2, 2024
ОДК-Авиадвигатель признан лучшим опытно-конструкторским бюро года
Ноябрь 2, 2024
Субсидируемые рейсы "России" связали Пермь и Красноярск