О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Еще немного - и Омскагрегат был бы продан по кусочкам коммерсантам"

О судьбе своего предприятия рассказывает генеральный директор АК "Омскагрегат" С. Морев

Акционерная компания "Омскагрегат" предложила Омскому машиностроительному конструкторскому бюро целиком перебраться на свою территорию. ОМКБ останется при этом самостоятельным юридическим лицом, но значительно сэкономит на охране и хозяйственно-бытовой инфраструктуре. Об этом и о многом другом генеральный директор АК "Омскагрегат" Сергей Морев рассказал обозревателю "KB" Льву Абалкину.

- Что собой представляет сегодня агрегатный завод?

- ОАО "Акционерная компания "Омскагрегат" создано в 2002 году на производственной базе ОАО "Омскагрегат". Причиной такой реорганизации стала необходимость сохранить промышленное производство по выпуску и ремонту топливорегулирующей аппаратуры для авиационной промышленности.

- Была опасность его потерять?

- Еще какая! После 1993 года прекратилось прямое финансирование и размещение заказов со стороны государства, что привело к резкому снижению объемов. Завод был вынужден приобретать за свой счет сырье и самостоятельно искать покупателей на агрегаты да еще и долго ждать от них потом оплаты, живя на банковские кредиты. Но из-за высокой инфляции 90-х годов вырученных от продаж средств не хватало ни на приличную зарплату работникам, ни на выплату налогов. Все это привело к тому, что в период с 1993-го по 2001 год общая задолженность перед кредиторами составила более 750 миллионов рублей, причем большая ее часть - пени и штрафы по недоимкам в бюджет и внебюджетные фонды. По инициативе налоговых органов судебные приставы наложили арест на большую часть имущества ОАО "Омск-агрегат" и начали предпринимать активные действия по реализации этой недвижимости. Еще немного, и завод был бы продан по кусочкам коммерсантам, и на его месте появились бы торговые базы и офисы множества мелких фирм.

- АК "Омскагрегат" - правопреемник ОАО "Омскагрегат"?

- Нет.

- Но ведь в предыдущем ОАО было 38% участия Российской Федерации?

- Столько же у государства осталось в новом акционерном обществе. Без ясного понимания ситуации в вышестоящих федеральных органах реорганизацию бы мы не сделали. К сожалению, АК "Омскагрегат" долгое время не могла получить лицензию на осуществление деятельности по выпуску и ремонту авиационной техники и поэтому приступила к полноценной хозяйственной деятельности только во второй половине 2004 года.

- А куда делось старое ОАО "Омскагрегат"?

- Было исключено из госреестра 17 августа 2005 года в связи с окончанием процедуры банкротства.

- Чем отличается ОАО "АК "Омск-агрегат" от ОАО "Омскагрегат"?

- Устойчивым финансовым состоянием. Мы вовремя платим все налоги. Начали приобретать высокотехнологичное импортное оборудование. За наш счет получают высшее образование в вузах около 50 студентов. Мы намерены восстановить профессионально-техническое училище для подготовки специалистов среднего звена, привлекая ветеранов производства. Это очень важно, так как фрезеровщиков и токарей высокой квалификации в Омске остро не хватает. А они в авиационном производстве, где, бывает, одна деталь обрабатывается в течение года, просто необходимы.

- В течение года?! Что это за деталь такая?

- Корпус агрегата для двигателей самолетов "Руслан", "Мрия", Су-25.

- Если у вас сейчас появилась возможность закупать новое оборудование, то, значит, появились заказы?

- За первое полугодие текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого объем производства увеличился вдвое. По 2006 году мы можем выйти на миллиард рублей.

- У вас большой госзаказ?

- Два процента. Это где мы сами напрямую заключаем контракт с военными на поставку запасных частей. Во всем остальном, что связано с российской авиацией, мы участвуем в госзаказе косвенно. Основные получатели госзаказа -изготовители двигателей, а мы у них лишь подрядчики. Но и это не более 20% наших объемов. Все остальное - новая техника, стенды и ремонты для Китая, Индии через Рособоронэкспорт.

- Однако ряд помещений у вас все еще пустует.

- Мы постепенно освобождаем ненужные площади. Существует программа внутризаводского переселения. Более компактного. В год мы тратим более тридцати миллионов на охрану, отопление, ремонт кровель абсолютно ненужных площадей. Плюс налог на имущество и множество других расходов. Мы предложили перебраться на нашу территорию Омскому машиностроительному конструкторскому бюро. Они останутся самостоятельным юридическим лицом. Но значительно сэкономят на охране и хозяйственно-бытовой инфраструктуре. Им фактически не надо будет опытного производства, потому что мы предлагаем для этого новые самые современные станки. На одном из них, например, деталь, на которой мы раньше работали 45 часов, обрабатывается в течение 36 минут. Понятно, что этот возможный переезд дорого стоит, особенно в части перевода стендового оборудования, и компенсировать эти затраты мы как раз хотим реализацией лишних площадей.

- Несколько лет назад вы сильно конфликтовали с ОМКБ...

- В советское время конструкторы разрабатывали и модернизировали агрегаты и топливорегулирующее оборудование, обкатывая новинки на своем опытном производстве, а потом детали шли в серийное производство на наш (и не только наш) завод. В 90-х годах объемы упали так низко, что опытное производство ОМКБ начало брать заказы на ремонты и изготовление комплектующих - то, чем обычно занимались мы. И предлагали более низкие цены. Мы отвечали тем же. В итоге рентабельность каждого из предприятий стремительно катилась вниз. Отсюда и конфликты. Я благодарен нынешнему руководству ОМКБ, которое смогло оценить бесперспективность такой борьбы для обоих предприятий. Очень помог тогда министр промышленной политики, транспорта и связи Александр ЛУППОВ, который в самый острый момент конфликта вошел в совет директоров ОМКБ и выступил в той ситуации объективным рефери. Сейчас оба предприятия набирают объемы. Агрегатный завод осваивает практически всю конструкторскую продукцию из ОМКБ, платя им гораздо больший роялти за разработку и конструкторское сопровождение, чем они получали ранее.

- Что это за продукция?

- Последняя тема - участие в программе истребителя Як-130, двигатель Д-436, который идет на Б-200, планируется также участие в новых вертолетных тематиках. Для КБ географически легче идет проектное сопровождение, к тому же конструкторы могут уже учитывать возможности того новейшего оборудования, которое пришло на завод.

- То есть жизнь диктует требования к оптимизации производства в рамках некой кооперации?

- Смотрите сами. Кузнечно-прессовое производство есть у нас, на МашКБ и МоторКБ, в ПО им. Баранова. Мы сейчас обсуждаем с директорами предложение оставить единственную кузню для всех омских авиационщиков в ПО им. Баранова. Ведь у каждого завода это производство загружено на два-три дня в месяц, а содержать его приходится все время. В случае решения данного вопроса положительно кузня будет загружена весь месяц, что обеспечит честно и справедливо полученную зарплату, честно и справедливо затраченные энергоресурсы и общую экономию финансов.

- Но почему именно в ПО им. Баранова?

- У них газифицировано это достаточно энергоемкое производство. Аналогично можно продумать ситуацию с общей литейкой. Этот вопрос уже обсуждался с мэром Омска Виктором Шрейдером, ведь он касается размещения вредных производств в городе. Представляете, как улучшится экология при замене нескольких литеек одной? Понятно, что решение данной проблемы невозможно и без минпрома Омской области.

- Я слышал, вы собираетесь участвовать в конкурсе на гендиректора ПО им. Баранова?

- Собираюсь.

- Зачем это вам?

- Потому что я думаю, у меня получится поправить на этом заводе экономическое положение. Там есть пути, по которым можно было работать на перспективу с хорошим развитием.

- А ПО им. Баранова на чем сейчас зарабатывает деньги?

- На ремонте двигателей. И в частности, на мотоблоках.

- Но говорят о загрузке московским "Салютом".

- Сегодня "Салют" отдает наиболее дорогие для себя детали - с точки зрения зарплаты и технологии - на более длительное изготовление на ПО им. Баранова. Настоящей работой сегодня "Салют" делится только с Уфой - на очень строгих условиях. К тому же у ПО им. Баранова очень сильный конкурент, с которым руководство объединения не пытается найти общий язык, - это завод им. Чернышева, который сейчас имеет почти все заказы на те двигатели, которые они раньше выпускали вместе с Омском. А вот "Салют" не совсем профильный для ПО им. Баранова. Завод им. Чернышева имеет разработки по новому перспективному двигателю РД-1700 - это очень серьезный заказ. А какие новые проекты в портфеле у ПО им. Баранова? - пусть кто-нибудь это мне скажет. Я считаю, это зависит только от руководства - и больше ни от чего.

- А вы сами с конкурентами договариваетесь?

- Я с ними периодически встречаюсь. В России всего четыре завода, аналогичных нашему. Самый крупный из них - ММПП им. Румянцева. Так вот: некоторые свежие разработки их КБ осуществляем мы, а некоторые из Омского МашКБ - они. Каждый мог бы делать это и в своем городе, но, несколько теряя в объемах, мы экономим на времени и трудоемкости, отдавая силы более профильным заказам. На прошлой неделе мы встречались в Москве, где шел разговор о возможном объединении в холдинг всех агрегатчиков.

- Говорят о двигателестроительном холдинге...

- На мой взгляд, было бы экономически неправильно отдавать агрегатчиков в подчинение двигателестроителям. Это бы ограничило наши заводы в номенклатуре. Приведу пример. В вашей газете был полгода назад опубликован репортаж с пресс-конференции министра промышленной политики, где Александр Михайлович сказал, что передача ПО "Полет" Роскосмосу, который самолетами не занимается, вызвала вопросы по развитию авиационного направления предприятия. Так и в нашем примере: объединившиеся двигателестроители будут заинтересованы в заказах только по определенным направлениям.

- Насколько я знаю, у АК "Омскагрегат" аж три пионерских лагеря. Какие?

- "Спутник", им. Гастелло и им. Покрышкина.

- Кому они принадлежали?

- "Спутник" всегда был наш, а из двух других один принадлежал "Полету", второй - ПО им. Баранова.

- Зачем вы их приобрели?

- Обидно было за их удручающее состояние. А началось все с того, что мы начали анализировать: почему "Спутник" убыточен? Что можно сделать для оптимизации затрат? И посчитали, что несколько лагерей, располагающихся рядом друг с другом, можно обслуживать одной прачечной, одними и теми же электриками, медперсоналом, руководящими кадрами. Плюс к этому гораздо выгоднее закупать одним лотом при строгих требованиях к качеству продукты, постельное белье, другие материалы. Осенью предполагаем запустить газовую котельную.

Сегодня у всех трех лагерей единая территория. Они принимают детей всех трех предприятий, которым они принадлежали, причем путевки по льготной цене, и детей из интернатов и детских домов. Сейчас разрабатывается программа отдыха детей во время учебного года без отрыва от обучения.

- Вместе с учителями?

- Да. Об этом мы уже разговаривали с мэром Омска Виктором Шрейдером. Чувствуем и поддержку областного министерства спорта и молодежной политики. В период, когда в лагерях детей нет, мы можем принимать людей на семейный отдых. В итоге в текущем году наши лагеря уже выходят на безубыточность.

- Сколько смен будет в текущем году?

- Четыре смены. По нынешним расчетам всего отдохнет 5 200 детей.

- На днях АК "Омскагрегат" приобрела ДК "Рубин", ранее принадлежавший "Сибирским приборам и системам". В связи с чем это произошло?

- ДК был арестован за налоговые долги судебными приставами и официально выставлен на продажу. Мы приняли участие в аукционе и победили.

- Зачем?

- Несколько лет назад "Омск-агрегат" лишился ДК "Металлист", и с тех пор у нас нет своего Дома культуры. В итоге собрания акционеров проходят в помещении одного из цехов, детей в лагерь собираем по-прежнему у уже не принадлежащего нам ДК "Металлист" или у городского Дворца пионеров, где неудобные подъезды. Нам негде даже проводить какие-либо заводские торжества, совещания, концерты.

- Но как теперь будет с работниками СПС?

- Мы не будем ограничивать их в пользовании этим ДК. Однако есть проблема: когда мы стали принимать ДК "Рубин", выяснилось, что его техническое состояние удручающее. Начали смотреть финансовое состояние: официально там только убытки. Уже появились пожарные инспекторы и потребовали закрытия.

- На базе ДК работает известный детский ансамбль "Солнышко". И я слышал, было обращение в министерство культуры с протестом против вашего прихода.

- Хочу сказать спасибо министру культуры Владимиру Радулу, он разобрался в ситуации. Мы нисколько не препятствуем деятельности ансамбля, более того, готовы оказать поддержку его деятельности, заключить официальный договор о репетициях и выступлениях в ДК, которого, кстати, у них до того не было. То есть они располагались там на птичьих правах. В целом, для того чтобы довести дворец до приличного состояния, необходимы существенные вложения. Для этого мы намерены привлечь инвестора. Уверен, в итоге "Рубин" превратится в настоящий очаг культуры и крепко встанет на ноги, что уже произошло со всем тем, куда пришла профессиональная команда АК "Омскагрегат"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерческие вести». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка