Вечерний Барнаул
18 августа 2006, 14:17
Обнимая небо крепкими руками
Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков отмечает свое сорокалетие. Майор запаса, бывший командир эскадрильи А. Дерусов окончил его в 1977 г.
Потому что можно сократить БВВАУЛ, но нельзя - ратные традиции, заложенные здесь, и вклад его в знаменитый русский имидж. Помните? "Так, как летают русские, не летает никто в мире".
На стыке эпох многое казалось ненужным. Капитаны большой политики решили, что стране ни к чему "лишние" летные училища. Не стало Барнаульского летного, как не стало и многих других. Сохранили только Армавирское. А потом спохватились - не прикрыть ему одному небо огромной страны. Основа летного состава ВВС сегодня - это офицеры предпенсионного возраста, молодежь пополнять его не спешит. Быт не устроен, денег мало, да и опасно это. А нынешние "пенсионеры", по гражданским меркам молодые совсем еще люди, это те, которых списали на землю. Время от времени они все равно встречаются, просматривают старые фотографии, вспоминают преподавателей. Любимыми предметами в училище у Дерусова были английский и аэродинамика. Над математикой и физикой курсанты смеялись - "высшие, потому что летаем". Летное училище - как выход на высокую орбиту. "За что с ним так?" - этот вопрос его выпускники задают в пустоту до сих пор. Абстрагируясь от нужд государственных, закрытие училища они называют бедой, когда "у меня отобрали мое".Закрыли" и элиту нашу, на "заслуженный отдых" с развалом страны ушел цвет авиации. Осталось одно Армавирское училище, а было около десяти.
Высота
Училище было большим. Только на курс Дерусова поступило 215 человек. Правда, "выпустилось" только 153. К выпуску Саша уже был женатым человеком, к первому месту службы в третий по величине город Венгрии Дебрецен он ехал уже с женой Натальей и дочкой Мариной. 747-й гвардейский ордена Богдана Хмельницкого полк фронтовой бомбардировочной авиации, самый элитный в группе советских войск, встретил бравого лейтенанта тепло, Дерусов сразу попал на должность старшего летчика. Позже, во время службы на авиабазе подо Львовом, он, как лучший летчик полка, испытывал ракеты с лазерным наведением. Ему доверяли работать и на дозаправке. С собой на борт можно взять лишь 13 тонн топлива, этого хватает на два часа полета, которых часто бывает недостаточно для выполнения боевой задачи. С дозаправкой можно увеличить длительность полета до четырех с лишним часов. Выполнять такую операцию, когда прямо в воздухе твой борт заправляет танкер, могут не все. А Дерусов делал то, чего до него вообще никто не делал, - он впервые провел ночную, встречную и попутную дозаправки в воздухе. За этот дерзкий эксперимент в мирное время он получил медаль "За боевые заслуги". Тоже, кстати, уникальный случай в истории военно-воздушных сил.
С карьерой было сложнее. Не умел начальству кланяться, потому 12 долгих лет не двигался по служебной лестнице:
- За язык мой карьеру не дали сделать.
Скромничает. Дослужился со временем майор Дерусов и до заместителя командира эскадрильи, стал и комэском. Союз распался, с этой должности он и уехал на "гражданку".
Вопрос в самое сердце
Уже 14 лет Александр Григорьевич на пенсии. Продав просторную квартиру на Украине, Дерусовы смогли приобрести в родном Барнауле лишь скромную однокомнатную квартирку на улице с красивым названием Сиреневая. Не повезло им со временем - не попали под действие Программы государственных жилищных сертификатов, накопительных счетов тогда офицерам тоже не заводили.
Майор запаса нашел себя и на "гражданке", теперь он офицер-воспитатель Барнаульской кадетской школы, счастлив со своей Натальей Михайловной, с детьми и двумя внучками. Но только те двадцать лет, что провел в небе, называет золотыми. Задаю ему невинный вопрос: "Вы, наверное, небо очень любите?". Мгновенно отворачивает взгляд с закипевшей слезой, минуту молчит, а потом тихо так, сглотнув тугой ком:
- Вопрос в самое сердце.
Ну что, полетим?
Александр Григорьевич помнит, как строился аэродром в Новороманово. На станции Калманка был такой панфиловский гарнизон, база летного училища. Во время строительства по две эскадрильи стояли в Топчихе и в Алейске. Курсанты летали тогда на учебных Л-29. Поднимали их в четыре утра, и мальчишки с грунтового аэродрома сметали шестиметровые лужи, чтобы самолет мог садиться без проблем. Впоследствии летал Дерусов на Ил-28, на Як-28 заслужил свой первый класс. А в Липецке освоил знаменитые "сушки" - Су-24 и Су-24м, тот самый, с возможностью дозаправки в воздухе.
Рассказывая о любимых самолетах, Александр Григорьевич попутно и развеял один из мифов. Многие считают, что чем выше летает летчик, тем он круче. Ничего подобного, чем ниже, тем лучше:
- Когда прохожу на скорости тысяча сто километров в час на высоте пятнадцати метров - вот это высший пилотаж. Коровы переворачиваются и падают!
Самый высокий "потолок" Дерусова - десять тысяч, но "мой самолет не любил этого, начинал "шататься". Майор вообще считает технику живой и никогда не взлетал, не погладив свою машину, не спросив у нее разрешения: "Ну что, полетим?".
Он и сейчас так делает частенько. Правда, теперь уже в своих снах. Небо - оно так просто не отпустит. Услышал Дерусов как-то, что собираются возрождать Барнаульское летное, и тут же в это поверил. "Преподавать тогда пойду. А что, у меня ведь два высших образования!"...
Авторские права на данный материал принадлежат «Вечерний Барнаул». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Кофейня на колесах приехала в аэропорт Петрозаводск
Ноябрь 2, 2024
Зимнее расписание авиарейсов в Новосибирск дал ульяновский аэропорт
Ноябрь 2, 2024
Пассажиропоток аэропорта Якутск превысил 934 тысячи человек за 10 месяцев