Независимая газета
21 августа 2006, 12:33
Битва над Бомбеем
В борьбе за рекордный контракт в 6,5 миллиарда долларов истребителю МиГ-29М2 противостоят американцы, французы и внутрироссийские проблемы
В последние годы часто срываются сроки поставки в Индию закупленных в России вооружений. Да и к их качеству много претензий. Например, уже традицией стали задержки в сдаче фрегатов для ВМС Индии. В 2003 году случился серьезный скандал в связи с отказом зенитного комплекса "Штиль-1" на головных фрегатах проекта 1135, произведенных "Балтийским заводом" в Санкт-Петербурге. Пришлось срочно дорабатывать электронные системы эсминцев. И подобным случаем проблема качества не исчерпывается. Как отметил посол Индии в России Канвал Сибал, "в настоящее время Индия испытывает некоторые трудности с материальным обеспечением приобретенной в России военной техники". По его словам, нашими странами создано несколько рабочих групп, которые призваны решать эти вопросы.
Вооруженные силы Индии на 80% оснащены техникой и вооружениями российского производства. Россия заинтересована в сохранении столь высокого уровня экспорта. В настоящее время наиболее лакомый заказ - 126 боевых самолетов, которыми Индия в течение 10-15 лет намерена заменить морально устаревшие МиГ-21 российского же производства. Контракт на поставку этой партии многофункциональных самолетов оценивается в 6,5 млрд. долларов. Столько России приносит за год весь оружейный экспорт.
В 2002 году считалось почти решенным, что это будут французские истребители "Мираж-2000", даже был предварительно согласован календарь поставок до 2008 года. Однако контракт не состоялся, и сейчас в тендере участвуют российские МиГ-29М2 (МиГ-35), американские F-16 и F/A-18, французский Rafale, шведский JAS-39 Gripen и детище европейского международного авиационного концерна EADS истребитель Eurofighter Typhoon. Оценивая шансы на победу участников тендера, независимый эксперт Руслан Пухов отметил, что оружейная торговля имеет два аспекта - политический и технический. В политическом плане - продается не только оружие. "Продается" имидж государства, интегральная мощь страны. "В последние годы интегральная мощь России чувствительно увеличилась, и это резко усилило интерес к производимому у нас оружию, - заявил эксперт. - Поэтому шансы выиграть тендер сегодня выше, чем еще два года назад".
В техническом плане, заметил Руслан Пухов, если наша техника и уступает, так только американскому F-16. В 2005 году США сняли эмбарго на поставки оружия в Индию и активно принялись осваивать этот обширный рынок. На выставке "Аэро Индия 2005" в Бангалоре они представили F-16, а затем показали его в действии на совместных американско-индийских учениях ВВС. Компании Boeing и Lockheed уже получили государственные лицензии на поставки в Индию F-16 и F/A-18, а Boeing даже намерен построить в Индии завод по производству военной техники.
Как неоднократно заявляли высшие начальники ВВС Индии, им хорошо знакомы боевые качества российских и американских самолетов, а вот европейские машины им почти неизвестны. Так что борьба разгорится между МиГ-29М2 (МиГ-35) и F-16. Преимущество МиГ-29М2 в том, что у него много общих агрегатов и элементов с истребителем Су-30МКИ, состоящим на вооружении ВВС Индии. Это значительно удешевляет его эксплуатацию.
Но в США, считает Руслан Пухов, слишком много самоограничений экспорта вооружений. Например, они никому не передают производство двигателей, а у Индии одно из ключевых требований - передача лицензии на производство самолета, в том числе силовой установки. Снижает шансы и политический аспект - в 2005 году США продали Пакистану партию F-16.
Франция, по мнению Руслана Пухова, теряет позиции на рынке боевых самолетов. Rafale уже проиграл три международных тендера. Кроме того, до сих пор неизвестно, сколько он будет стоить в экспортном исполнении. Правда, французы обязуются инвестировать в экономику Индии по миллиарду долларов в год. Свои сложности есть и у других европейских участников.
Российские производители, считает Руслан Пухов, могут проиграть, если тендер затянется еще на два-три года. В Индии процесс принятия решений очень долгий и за это время могут появиться какие-то новые обстоятельства, способные снизить привлекательность российской техники. Одно из них уже обозначилось - укрепление рубля относительно доллара. Это может повлечь рост контрактной цены, что снизит привлекательность российской техники....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться