Коммерсантъ
23 августа 2006, 10:35
Приподнятое авиастроение
Президент России В. Путин встретился с главой Федерального агентства по промышленности Б. Алешиным и гендиректором корпорации "МиГ" А. Федоровым и добился от них, кажется, больше, чем ожидал
Решение о создании ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" было принято несколько месяцев назад. Господин Путин полагает, что некоторые авиапредприятия в нашей стране находятся в ужасающем состоянии, и создание такой корпорации может привести их к процветанию. Впрочем, истинные цели в деле создания холдинга определялись, скорее всего, еще более простым соображением: ну надо же что-то делать!
Господин Алешин, прилетев в Сочи и приехав к летнюю резиденцию президента России "Бочаров ручей", рассказал, что сейчас, в этот момент (буквально пока здесь все разговаривают) готовятся к акционированию компании МиГ и Казанское авиапроизводственное объединение, а также разработан устав холдинга, в котором записано, что в нем будут участвовать как государство, так и частный капитал. И наконец, проводится лихорадочная оценка активов других компаний, которые будут входить в корпорацию.
- По сути дела, эти три действия,- заявил Борис Алешин (а на самом деле, если разобраться, одно действие.- А. К.),- позволят к концу сентября подать компанию на регистрацию.
Потом, по его словам, компанию ждет переход на дивизионное управление. Это звучало очень убедительно.
Господин Алешин рассказал, как идеально организована работа на данном этапе.
- Такое четкое взаимодействие! - признался он.- Создана межправительственная комиссия - это с одной стороны; с другой стороны, очень эффективно работает консорциум с одноименным названием (Объединенная авиастроительная корпорация.- Ъ). Это такая некоммерческая организация, которая на протяжении года создает необходимые предпосылки! В последнее время все больше и больше бразды правления в этом консорциуме переходят к Алексею Федорову. Поэтому на сегодняшний день имеются все предпосылки, чтобы не отставать от графика.
Борис Алешин хорошо понимал, что следует говорить за столом, когда напротив тебя сидит президент страны, для которого история эта к тому же не чужая, потому что он всю ее придумывал.
Но и господин Путин, видимо, хорошо понимал то, что понимал господин Алешин.
- А как вы оцениваете ход работы? - спросил он у господина Федорова.
Гендиректор компании МиГ и он же будущий глава Объединенной авиастроительной корпорации, увы, сразу дал понять, что он за таким столом сидит гораздо реже.
- Я хочу добавить,- немедленно произнес он,- что у нас указом были заданы, конечно, очень жесткие сроки по созданию такой сложноинтегрированной структуры.
- Не жесткие,- тут же отреагировал господин Путин.
Он ведь сам задавал эти сроки. Как же они могли быть жесткими? В этих сроках были учтены все нюансы и детали, которые позволяли качественно и в срок выполнить большой объем работ. Борис Алешин мог бы это легко объяснить Алексею Федорову.
- Дело в том, что в истории последнего времени такие сложноинтегрированные (самим повторением этого слова господин Федоров, кажется, хотел убедить господина Путина, что они говорят сейчас о сложнейшем деле, которое не терпит суеты.- А. К.) структуры так быстро не создавались, но сроки на самом деле я оцениваю как жесткие.
Я подумал, что Алексей Федоров отчаянный все-таки человек. Такому бы летать.
- Но выполнимые,- пробормотал Алексей Федоров.
Он рассказал, что подготовлены изменения в закон "О военно-техническом сотрудничестве" и в закон "Об авиационной деятельности". Господин Путин очень заинтересовался этим.
- Изменения касаются гражданской авиации? - беспокойно спросил он.
- Закон о ВТС - это военная авиация,- сообщил Алексей Федоров,- а гражданской авиации касается закон "Об авиационной деятельности". И он предусматривает расширение участия иностранного капитала в тех проектах и тех организациях, где будет производиться гражданская техника.
Господина Путина, видимо, очень интересует, как бы в какой-то момент, после корректировки законов, не оказалось, что производство российской военной авиатехники попало в руки иностранного капитала. Но и гражданскую технику он, судя по всему, не хочет давать в чужие руки.
- В отдельных проектах? - с возрастающей тревогой спросил он.
- Да, в отдельных,- успокоил его Алексей Федоров.
- До какого процента? - продолжал допытываться президент России.
- Мы предполагаем,- сказал господин Федоров,- что это будет до 49%, с сохранением контрольного пакета у государства. Значит, все-таки возможности зарубежных партнеров мы можем расширить.
- Но нам с вами известны проекты в гражданской авиации, которые не состоялись именно в силу того, что иностранный партнер настаивал на именно 50% своего участия,- доброжелательно предостерег господин Путин.
- Насколько мы знаем,- таким же доверительным тоном поддержал разговор Алексей Федоров, разобравшись, кажется, наконец, как надо разговаривать с президентом,- и опыт взаимоотношений с зарубежными партнерами говорит, что для них очень важен блокирующий пакет.
- 25%,- уточнил господин Путин.
- Да, пакет "25% плюс одна",- подтвердил господин Федоров (хотя мог бы поправить: все-таки не 25, а 25 плюс одна),- который гарантирует инвестиции, гарантирует невозможность размывания капитала. Я уверен, что многие зарубежные партнеры, многие зарубежные инвесторы удовлетворятся именно таким пакетом.
- То есть вы считаете, что этого будет достаточно? - с сомнением переспросил президент.
- Да! - твердо ответил Алексей Федоров, который, я был теперь уверен, выйдет из этого кабинета другим человеком.
Они договорились, что проекты законов будут внесены в Госдуму в начале сентября (а после этой договоренности очевидно, что и приняты). Потом господа Путин и Федоров начали мечтать о том времени, которое настанет, когда компания заработает. И тут господин Федоров сказал, может быть, самое главное. Выяснилось, что авиастроительная корпорация уже в 2007 году все-таки намерена привлечь зарубежных инвесторов, в том числе стратегических партнеров (то есть сделать то, к чему так болезненно относится господин Путин). Кроме того, в 2007 году будет закончена подготовка к выходу компании на фондовые рынки. И вот это и в самом деле будет рекорд. В такие сроки на IPO не выходила ни одна такого рода структура не только в России, но и в мире.
Между тем пока зарубежные инвесторы находятся на драфте, холдингу придется, очевидно, пользоваться услугами своих. По информации Ъ, обсуждается возможность привлечь средства Внешторгбанка, и так до предела истерзанного аппетитами возрождающейся российской экономики....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
В РФ испытали сочетающий возможности вертолета и самолета дрон "Аделикс-10"