Военно-промышленный курьер
23 августа 2006, 17:05
Исключить все возможные сюрпризы техники
ЗАО ЦНТУ "Динамика" и ОАО "СПАРК" завершают крупный совместный проект по поставке комплексного тренажера вертолета Ми-17 в Мексику
В рамках этого соглашения Россия впервые экспортирует свои новейшие технологии в области подготовки авиационных специалистов. Комплексный тренажер вертолета Ми-17 был создан в ЦНТУ "Динамика" по заказу и в сотрудничестве с ОАО "СПАРК" для российского учебного центра, в котором планируется обучать не только мексиканских летчиков, но и специалистов из других стран Латинской Америки. Учебный центр стал частью значимого российско-мексиканского проекта по строительству на базе ВМФ в Веракрузе центра технического обслуживания и капитального ремонта вертолетов, осуществленного российскими предприятиями "Рособоронэкспорт" и "СПАРК" совместно с мексиканской компанией Foncar. Предполагается, что этот центр будет обслуживать вертолеты не только ВМФ, но и других пользователей в Мексике и в странах Латинской Америки.
Как заявил генеральный директор ЦНТУ "Динамика" Александр Литвиненко, "мы гордимся тем, что приняли участие в этом крупном межгосударственном проекте вместе с нашим давним партнером - компанией "СПАРК". Мы уверены, что тренажер последнего поколения, созданный нами с использованием новейших цифровых технологий, позволит поднять уровень подготовки мексиканских летчиков, повысить безопасность полетов и, соответственно, эффективность использования российских вертолетов в этой стране". "И это далеко не предел наших возможностей, - подчеркнул Александр Литвиненко. - По желанию заказчика мы можем поставлять и более сложные комплексные тренажеры с подвижной кабиной - наши специалисты имеют более чем 25-летний опыт эксплуатации и поставок пилотажных тренажеров с системами подвижности различной сложности. Наше участие в этом проекте мы рассматриваем шире - как часть нового направления обмена высокими технологиями и ноу-хау в области военно-технического сотрудничества России и стран Латинской Америки".
Благодаря интенсивным работам по вертолетной тематике, которые велись в последние годы в ЦНТУ "Динамика", впервые в российской практике удалось, преодолев принципиальные сложности разработки адекватных математических моделей динамики полета основных типов вертолетов, создать вертолетные тренажеры нового поколения, предназначенные для широкого круга гражданских и военных приложений. Это были работы по созданию комплексных тренажеров вертолетов Ми-24П и Ми-8/Ми-17, а также целого ряда тренажеров вертолетов круглосуточного применения - Ми-24ПН, Ми-28Н, Ми-35М. Для предприятия в целом исключительно важным итогом осуществления этих проектов стало то, что последовательно был создан и отлажен практически полный собственный технологический цикл разработки и производства эффективных вертолетных тренажеров, соответствующих современным требованиям, предъявляемым к качеству обучения авиационного персонала.
Что же можно сказать по поводу комплексного тренажера Ми-17 для учебного центра ВМФ Мексики в Веракрузе? Он позволяет отрабатывать полный спектр задач пилотирования на всех режимах полета в условиях реального интерьера кабин и имитации работы всех бортовых систем. С его помощью можно осуществлять тренаж летного состава в штатных эксплуатационных режимах полета, в условиях энергичного маневрирования за пределами летных ограничений, во всевозможных особых случаях, создаваемых отказами авиационной техники, ошибками в технике пилотирования и неблагоприятными метеорологическими условиями выполнения полета.
Справка "ВПК"
Популярность российских вертолетов в Мексике исключительно высока: именно наши машины при длительной эксплуатации в чрезвычайно неблагоприятных климатических условиях демонстрируют гораздо более высокую надежность и неприхотливость по сравнению со своими западными аналогами.
Географическое положение Мексики обрекает ее на крайне высокую потребность в вертолетах. Более 50% ее территории - гористая местность со множеством действующих вулканов и частыми землетрясениями. Необходимость патрулирования протяженных морских границ, освоение нефтегазоносных бассейнов, доставка грузов и пассажиров в условиях отсутствия развитой сети дорог в высокогорье, геологоразведка, спасательные работы - все это создает необходимость в эффективном и массовом применении вертолетов в этой стране.
Мексика приобрела уже 60 российских вертолетов Ми-17 и Ми-8, причем мексиканские власти используют российские машины не только на своей территории, но и далеко за ее пределами: например, в Индонезии, пострадавшей от цунами, в Нью-Орлеане, где прошелся ураган "Катрина".
Новизна этого комплекса в том, что впервые в практике отечественного тренажеростроения в математической модели динамики полета вертолета смоделирован ряд сложнейших отказов систем управления машины, которые часто приводят к авариям и катастрофам. Так, впервые был смоделирован обрыв тросовой проводки управления (в реальном полете такая неисправность приводит к успешной посадке только в 50% случаев); также впервые было смоделировано разрушение вала привода хвостового винта (99% случаев посадки с таким отказом приводят к катастрофам).
Тренажер, разработанный специалистами "Динамики", не просто может смоделировать подобные отказы и научить экипаж вовремя распознавать их по совокупности характерных признаков. Он позволяет отработать некоторую устойчивую последовательность действий, которая может обеспечить успешную посадку машины в подобных критических ситуациях. Кроме того, в математическую модель динамики движения вертолета, созданную "Динамикой", заложены такие специфические, свойственные только вертолетам эффекты, как попадание в режим "вихревого кольца" при энергичном предпосадочном снижении, неуправляемое вращение при зависании с достаточно сильным боковым ветром, недопустимая раскрутка винта или "провал" оборотов винта при очень резких действиях органами управления. Математическая модель имеет блочную структуру и базируется на использовании аэродинамических характеристик несущего и рулевого винтов на основе нелинейных экспериментальных поляр профилей сечений лопастей в полном круговом диапазоне углов атаки и скольжения. В такой постановке математическая модель динамики полета не имеет ограничений области допустимых решений.
Что касается системы визуализации тренажера Ми-17, то она отличается исключительно высокой степенью детализации подстилающей поверхности. Этот момент чрезвычайно важен, поскольку полеты на вертолетах осуществляются преимущественно по правилам визуального пилотирования на малых и предельно малых высотах, над местностью со сложным рельефом, часто в условиях ограниченной видимости, при воздействии снежных или пыльных вихрей, образуемых несущим винтом при взлете и посадке. Простой пример: попадание вертолета в пыльный или снежный вихрь часто заканчивается аварией, отработка же на тренажере подобной ситуации позволяет пилоту наработать навык своевременного переключения внимания на приборный полет. Система визуализации комплексного тренажера Ми-17, способная детально воспроизводить изображения практически любых реальных объектов и спецэффектов (ландшафты, растительность, время года, освещенность, облачность, туман, пыльный или снежный вихрь и т.д.), обеспечивает летчику возможность получения психофизических ощущений, практически адекватных тем, что испытываются в реальном полете. Тренажер прошел широкую апробацию летным составом различных государственных и коммерческих авиационных служб и получил высокую оценку ведущих российских летчиков. Перед отправкой в Мексику была проведена сертификация тренажера Управлением по надзору за летной деятельностью Минтранса РФ.
Сегодня в России назрела необходимость реализации новой концепции поставок и обслуживания вертолетной техники, подразумевающей организацию на территории заказчика не только сервисных центров по обслуживанию и ремонту вертолетов, но и учебных центров "под ключ" по обучению летного и инженерно-технического персонала. Сегодня при рассмотрении заявок иностранных заказчиков на поставки вертолетов в пакет предложений в обязательном порядке включаются технические средства обучения, причем расчет делается из того, что для обеспечения должного уровня подготовки экипажей заказчика необходим один тренажер на 20-30 вертолетов.
Современный мировой стандарт поставки авиационной техники предусматривает обязательное комплектование воздушных судов целым комплексом обучающих средств - от компьютерных классов начальной подготовки до комплексных тренажеров, обеспечивающих максимальное соответствие моделируемых условий полета реальным. Применительно к России это означает, что способность производить комплексные тренажеры нового поколения позволит не только сократить затраты на профессиональную подготовку летных экипажей, но и значительно поднять экспортный потенциал российских самолетов и вертолетов. ЦНТУ "Динамика" является сегодня одной из ведущих российских компаний, способных производить эффективные тренажерные комплексы, соответствующие современным стандартам качества обучения авиационного персонала....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали