РИА "Новости"
23 августа 2006, 18:37
Грозы и самолеты: чем не научился управлять человек
Пожалуй, ни одно явление природы не таит в себе столько загадок, сколько гроза
Со временем, люди изучили причины появления молний, природу грома, в последнее время даже научились разгонять тучи, тем не менее, нас по-прежнему не покидает смешанное ощущение ужаса и восторга, когда начинается гроза.
"Страшнее грозы для самолета ничего нет. Грозе ничего не стоит сломать самолету крылья и швырнуть его на землю. Даже не ударом молнии страшна гроза - попадало нашему брату не раз, - а именно страшной, несовместимой с жизнью болтанкой.
В верхней части грозового облака, которое пухнет на глазах, вертикальные потоки достигают 30 м/сек; самолет, летящий со скоростью 250 м/сек, напоровшись на такой порыв, испытывает разрушающую перегрузку, как если бы по нему выстрелили снизу из пушки.
Грозу нельзя победить. Она тебя и не заметит. Ее можно обойти, лучше подальше (есть нормативы), но боже упаси играть с нею, бравируя и выказывая ложное мужество. Ей на твое мужество плевать. И не мужество это - войти в грозу, а вариант самоубийства, с картинками.
Поэтому, обходя грозы, особенно в наборе высоты и на снижении, надо учитывать их развитие, знать законы короткой бурной жизни грозы, соотносить всю эту информацию с возможностями машины... и не лезть на рожон. Если на эшелоне еще сравнительно легко обойти засветки, то вблизи аэродрома, если нет дырки, нечего лезть: надо уходить на запасной" (Василий Васильевич Ершов. "Раздумья ездового пса").
Научное определение грозы дано: электрические разряды в мощных кучево-дождевых облаках, сопровождаемые вспышкой света (молнией) и резкими звуковыми раскатами (громом). Грозовые явления могут сопровождаться сильным порывистым ветром, осадками ливневого характера и градом.
Несмотря на то, что на земле все грозы кажутся одинаковыми, наука различает разные их типы: одноячеечные, линейные многоячеечные, многоячеечные кластерные, сверхмногоячеечные.
Грозовые импульсы (одноячеечные), они образоваться при наличии сильного локального восходящего потока воздуха. Такие грозы скоротечны, длятся меньше получаса и не вызывают серьезных изменений погоды, могут сопровождаются градом небольших размеров, непродолжительными, но сильными дождями, а иногда и слабыми смерчами. Такие погодные условия могут наблюдаться по всем пути прохождения грозы. Эти грозы почти не опасны.
Есть так называемые многоячеечные линейные грозы, с явно выраженным фронтом, имеющим значительные (десятки километров) линейные размеры. Такую грозу можно распознать по темной стене облаков, обычно покрывающей горизонт с западной стороны, огромное число близкорасположенных восходящих и нисходящих потоков воздуха позволяет квалифицировать данный комплекс гроз как многоячеечный, но его грозовая структура резко отличается от многоячеечной кластерной грозы. С этой грозой приходит резкая смена погоды, порывистый ветер, возможен град и порывистый торнадо. Во время такой грозы бывают наводнения.
При многоячеечных кластерных грозах может резко меняться погода, а раскаты грома становятся частыми и сопровождаются градом средних размеров, наводнениями и слабыми торнадо.
Самые сильные и опасные грозы - сверхмногоячеечные. Это достаточно редкий тип гроз, вместе с тем он приносит максимально возможные бедствия и характеризуется сильными дождями, крупным градом, возможны наводнениями, смерчем.
Сравнительно редко грозы не сопровождаются выпадением осадков ("сухие" грозы). Важнейшее условие для образования грозы - наличие влажного и теплого неустойчивого воздуха, при быстром подъеме которого вверх могла бы образоваться мощная по высоте облачность.
Примерно половина всех гроз продолжается не более 1 часа, а четвертая часть не больше 2 часов.
Несмотря на то, что в литературе грозе, чаще всего, придается романтический оттенок перерождения, очищения, в жизни, стихия, помимо красоты, приносит горе и разрушения. Известны многочисленные случаи пожаров, возникавших из-за попадания молний в деревья и дома, гибели людей...
Опасны полеты в зоне грозовой деятельности. В грозовых облаках наблюдаются мощные восходящие и нисходящие потоки до 20-30 м/сек и более, интенсивное обледенение, разряды молнии, град, сильные ливневые дожди, плохая видимость. При полете в зоне грозы часто отказывают многие аэронавигационные приборы и нарушается радиосвязь. Во время грозы необходимо тщательно изучать метеообстановку как перед полетом, так и в период проведения полетов, организовать воздушную разведку погоды, использовать наземные и самолетные радиолокационные установки для обнаружения очагов грозы и своевременного их обхода....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали